Европейской валюте грозит самый серьезный с момента ее основания удар, вызванный денежно-кредитной политикой. К такому выводу пришли аналитики Bloomberg Economics, по прогнозам которых ВВП стран еврозоны в 2024 году может сократиться на 5%.
Риск крупной рецессии, по их расчетам, возникает из-за сочетания следующих факторов:
- повышение процентной ставки Европейским центральным банком (ЕЦБ);
- возобновившееся ограничение государственных расходов;
- отсроченный эффект от повышения стоимости заимствований;
- рост цен на энергоносители.
Согласно анализу, болезненные последствия повышения стоимости заимствований, которые начали ощущаться еще в прошлом году, усилятся в 2024-м и приведут к сокращению экономики на 3,8%. В зависимости от динамики топливных цен, отмена мер господдержки может усугубить этот ущерб до 5%, предупреждают эксперты.
«При высоких процентных ставках и ограниченных возможностях поддержки со стороны правительств еврозона рискует попасть в тиски», говорится в статье. Авторы назвали ситуацию подготовкой к «мучительной расплате».
Опасность кроется в том, что устойчивость экономики дает ложное чувство спокойствия, а ужесточение денежно-кредитной политики «происходит с задержкой и проблемами», указал соавтор исследования Джейми Раш. Из-за этого, по его словам, власти могут оказаться «в плохом положении».
Лучшим экономическим сценарием на 2024 год стала бы «мягкая посадка», но для стран еврозоны перспективы скорее неблагоприятные, считает Раш.
«Мягкой посадкой» называют постепенное замедление экономического роста, позволяющее избежать рецессии. В рамках этого процесса ЦБ поднимает ставки ровно настолько, насколько это нужно для того, чтобы остановить перегрев экономики и пережить инфляцию, не вызывая серьезного спада.
Эксперт пояснил, что более высокие процентные ставки в конечном итоге сильно ударят по европейской экономике, а правительства с высоким долговым бременем и серьезными бюджетными ограничениями «не смогут выполнить стабилизирующую роль, к которой мы привыкли».
В итоге экономика еврозоны может оказаться в худшем положении, нежели десять лет назал, когда наблюдался предыдущий цикл напряженности перед мировым финансовым кризисом, заключает Bloomberg.