Власти России обсуждают возможность покупки в 2022 году юаней и других валют «дружественных стран» на общую сумму в $70 млрд, чтобы замедлить рост рубля, пишет Bloomberg. В итоге запасы юаня в стране могут достичь $180 млрд, сообщает агентство.
Действия Москвы связаны с тем, что она пока не запустила долгосрочную стратегию продажи своих запасов китайской валюты, а также с отказом от прежнего курса экономической политики России, утверждает Bloomberg. Вместе с тем он отмечает, что идея с покупкой валюты — это лишь одно из «множества [экономических] предложений».
Сама идея прозвучала на непубличной встрече правительства и руководства ЦБ России, включая Эльвиру Набиуллину, 30 августа, сообщают источники агентства. Инициатива получила первоначальную поддержку Центробанка, говорят собеседники Bloomberg.
Такого рода предложения означают, что санкции значительно изменили экономическую стратегию России, особенно на фоне заморозки ее валютных резервов на $640 млрд из-за конфликта на Украине. В течение многих лет Москва держала свои запасы в евро и долларах, чтобы «оградить экономику от взлетов и падений цен на нефть», говорится в статье.
В презентации инициативы о покупке «дружественных» валют говорилось следующее: «В новой ситуации накопление ликвидных валютных резервов для будущих кризисов чрезвычайно сложно и нецелесообразно. Замороженные $300 млрд не помогли России; напротив, они стали символом упущенных возможностей», пишет агентство.
Как отмечает Bloomberg, такие формулировки являются «редким официальным признанием истинного воздействия санкций».
Валютные риски
Однако с идеей покупки «дружественных валют» все не так просто, отмечается в публикации. Например, продажа активов в юанях «потребует отдельного соглашения с Китаем, которое будет очень сложно заключить в условиях кризиса».
Кроме того, такие валюты, как дирхам ОАЭ, нельзя назвать устойчивыми с политической точки зрения, потому что правительства арабских стран могут менять свою политику. Что касается турецкой лиры, то она столкнулась с серьезными рисками девальвации, сообщает агентство.
Сейчас банки, говорится в презентации, «переполнены «мягкими» [неконвертируемыми] валютами, потому что… торговые партнеры России не в восторге от приема платежей в своих валютах».
Впервые идея о закупках «дружественных» валют (как мера по замедлению роста рубля) прозвучала в июне, но тогда министр экономики Максим Решетников раскритиковал эту идею, напомнил Bloomberg. По словам министра, таких мер будет недостаточно для значительного изменения курса рубля, а правительству придется резко сократить расходы.
До начала боевых действий на Украине Россия наращивала объемы инвестиций в юанях в рамках политики отказа от доллара и евро, став «одним из крупнейших держателей резервов в китайской валюте в мире». При этом, несмотря на то, что эти активы не были заморожены, доступ Москвы к ним ограничен, пишет агентство.
Российские активы в юанях могут составить $180 млрд, которые, согласно плану авторов инициативы, будут расходоваться в течение следующих трех-пяти лет, чтобы помочь покрыть огромные расходы на замену иностранных технологий и перенос транспортной инфраструктуры на новые рынки в Азии. В документе отмечается, что такие меры укрепят рубль и помогут компенсировать воздействие инфляции на инвестиционные расходы.
- Председатель Счетной палаты Алексей Кудрин 5 июня 2021 года заявил, что считает китайский юань альтернативой американскому доллару для хранения резервов в Фонде национального благосостояния (ФНБ). Представитель Кремля Дмитрий Песков за пару дней до этого заявил, что процесс дедолларизации в России принял постоянный характер наряду с другими странами.