Газовое противостояние России и Европы продолжает накаляться. На фоне нежелания платить за сырье в рублях Германия с 30 марта ввела первый уровень режима предупреждения чрезвычайной ситуации — промышленность и частные покупатели газа обязаны максимально сократить потребление. О том, как видит конфликт западная пресса, — в материале RTVI.
«Финальный отсчет пошел». Der Spiegel
Россия и Европа ведут игру с очень высокими ставками, а проигравшим будет тот, у кого первым сдадут нервы, пишет немецкий журнал Der Spiegel. Российская сторона требует расчетов в рублях, западные партнеры единогласно отказываются, компромисса не видно, на горизонте маячит приостановка поставок.
«Финальный отсчет пошел», — констатирует Der Spiegel.
«Если импорт газа в один день остановится, это будет означать прекращение работы целых отраслей экономики», — цитирует издание федерального канцлера Олафа Шольца.
Экстренный план Германии предусматривает, что в таком случае приоритет будет отдаваться обеспечению нужд населения, а промышленность будет снабжаться по остаточному принципу.
Der Spiegel отмечает, что в начале марта Россия ежедневно получала €368 млн за поставки природного газа в Европу. Несмотря на все заявления Москвы, заместить этот рынок азиатским быстро не получится.
Томас Майснер из LBBW пояснил, что президенту России Владимиру Путину не нужно самому вводить газовое эмбарго, это сделает за него Запад, отказавшись платить в рублях.
Der Spiegel сравнивает эту игру с «игрой в цыпленка» как в фильме «Бунтарь без причины» — смертельной гонкой, в которой проиграет тот, кто первым струсит и отвернет. Но если не отвернет никто, погибнут оба.
«Путин только что повысил ставки». Politico
Сравнение с азартной игрой использует и издание Politico, считающее, что Москва сейчас проверяет готовность Запада придерживаться санкций до конца и использует его уязвимое место — импорт энергоносителей.
«Владимир Путин только что повысил ставки в экономической войне России и Запада», — пишет Politico.
«Это игра, это попытка надавить на Запад, чтобы умерить санкции. Он хочет принудить Запад — если там намерены продолжать импортировать энергию из России — вести переговоры с российскими структурами», — цитирует Politico аналитика BlueBay Asset Management Тимоти Эша.
О попытке давления говорит и Лайем Пич из Capital Economics, а само издание указывает, что Евросоюз, действительно, находится далеко не в столь благоприятной позиции, как США, поскольку импортирует около 40% газа из России, платя ежегодно $30-40 млрд.
Редакция Politico отмечает, что в случае согласия найти рубли на оплату поставок будет сложно (при этом, к примеру, Der Spiegel так не считает). Также издание указывает на то, что изменить уже заключенный контракт не так просто, и ссылается при этом на «юриста, знакомого с контрактами Газпрома».
Politico пишет, что невозможно предсказать следующий шаг Путина, если диалог зайдет в тупик. Статья заканчивается указанием на то, что российская газовая корпорация на запрос о комментарии не ответила.
«Вызов гегемонии доллара и евро». Quartz
«Путин углубился во второй фронт украинского конфликта — финансовый фронт с Западом. Но сделанный им шаг также вкладывается в более масштабную мозаику, где несколько стран прилагают усилия, чтобы оспорить гегемонию основных западных валют, таких как доллар и евро», — пишет старший репортер Quarz Самант Субраманиан.
«Именно эта гегемония в первую очередь обуславливает возможность причинения боли России через санкции», — добавляет журналист.
Автор статей для Guardian и New Yorker указывает, что у большинства «недружественных стран» немного альтернатив российским энергоносителям. Субраманиан рассуждает не о возможном прекращении поставок газа, а о том, где покупателям сырья из России взять необходимые рубли — купить на валютном рынке, приобрести у российского Центробанка, активизировать продажу своих товаров за рубли, зайти через Китай.
Все варианты, по его мнению, обещают Москве не только продолжение притока денег за поставки газа, но и укрепление национальной валюты.
«Давайте считать это блефом». Associated Press
Агентство Associated Press указывает, что 60% европейского импорта газа из России оплачивается в евро, остальное — в долларах, однако переход на рубли едва ли поможет против санкций или ослабления российской валюты.
Профессор Корнеллского университета и бывший сотрудник МВФ Эсвар Прасад считает, что сейчас Путин либо получает плохие советы по экономическим вопросам, либо ему затмевает глаза «ненависть к Западу». Специалист отмечает, что эффект для курса российской валюты, если Западу все же придется ее закупать для оплаты газа, будет незначительным.
Согласно предположению варшавского Центра по изучению Восточной Европы, перенаправление валютного потока от Газпрома в банковскую систему может дать, разве что, дополнительный контроль за валютой на своем рынке. Однако в этом случае встает вопрос о том, что Газпрому доллары и евро также нужны для закупок за рубежом и выплат по долговым обязательствам.
Говоря о возможности прекращения поставок, Associated Press указывает, что Москва едва ли может закрыть вентиль одним и оставить его открытым другим, поскольку европейская газовая система связанная.
Возможно, Путин блефует. В этом месяце Россия угрожала, что осуществит выплаты в рублях зарубежным инвесторам, держащим долларовые гособлигации. Выплата была произведена в долларах, после того как рейтинговые агентства заявили, что выплата в рублях будет расценена как дефолт, — пишет Associated Press.
Такой точки зрения, в частности, придерживается старший экономист и управляющий директор High Frequency Economics Карл Вайнберг.
«Для него [Путина] единственная возможность принудить [покупателей] к изменениям — отказаться поставлять продукцию, а этого произойти не может: он не может сделать так, чтобы нефть и газ перестали поступать из-под земли, не закрыв скважины, а хранилища заполнятся очень быстро, если поставки прекратятся», — утверждает Вайнберг.
Так что давайте считать это блефом. Россия не может прекратить поставлять сырье в той же мере, в какой Германия и ЕС не могут прекратить покупать его, — добавляет американский экономист.
«Суммы, от которых слезятся глаза». Financial Times
Financial Times пишет, что Россия и Европа заперты в клинче – Москва требует оплаты в рублях, а «большая семерка» единодушно отвечает «нет». Со ссылкой на французский источник издание отмечает, что в последнем из ставших регулярными телефонных разговоров с Владимиром Путиным президент Франции Эмманюэль Макрон сказал ему это и лично.
Крупнейшие покупатели российского трубопроводного газа в Европе – германская Uniper, турецкая Botas и итальянская Eni. Из них пока только последняя в лице гендиректора Клаудио Дескальци допустила возможность смены валюты, но заявила, что это будет трудно по причине отсутствия у компании рублей.
При этом Анна-Софи Корбу из Центра глобальной энергетической политики Колумбийского университета указывает, что европейские покупатели российского газа и так находятся в сложной ситуации. С одной стороны, ЕС объявил курс на снижение зависимости от импорта энергоносителей, с другой — в контрактах прописаны минимальные объемы, которые нужно выбрать.
Нельзя просто так решить уменьшить свои объемы на две трети.
«Долгосрочные контракты святы, и это важная вещь в газовом бизнесе», — цитирует ее Fincanial Times.
Джонатан Стерн из Центра энергетических исследований Оксфордского университета добавил, что «речь идет о таких суммах, от которых слезятся глаза».
Как указывает Financial Times, ЕС ежедневно закупает 300 млн кубометров российского трудопроводного газа. По оценкам консалтинговой компании ICIS, с начала спецоперации по 15 марта Газпром зарабатывает на продажах по $340 млн в день.