Обсуждение возможности новой волны мобилизации в России велось на протяжении всего 2023 года. Провоенные телеграм-каналы называли разные предполагаемые даты, однако в последнее время ориентиром для прогнозов стало окончание президентских выборов в 2024 году. Власти долгосрочных прогнозов не делают, ограничиваясь заверениями, что в ближайшее время мобилизации не планируется. Последние новости и заявления на эту тему — в материале RTVI.

Слухи о мобилизации весной 2024 года подхлестнуло заявление британской разведки от 10 октября, в котором подчеркивалось намерение Кремля «в преддверии выборов <…> свести к минимуму непопулярные политические шаги». По мнению британских аналитиков, следующую волну мобилизации можно ожидать после окончания президентских выборов, а мобилизационные мероприятия до марта 2024 года «крайне маловероятны».

Так как президентский указ о частичной мобилизации от 21 сентября 2022 года все еще не отменен официально, теоретическая возможность новой волны мобилизации сохраняется. У государства есть все необходимые юридические инструменты для начала широких призывных мероприятий.

По данным опроса, проведенного Левада-центром*, в сентябре 2023 года доля сторонников начала мирных переговоров составила 51% от опрошенных. 11% респондентов затруднились ответить, еще 39% с разной степенью уверенности склоняются к поддержке продолжения военных действий. Наиболее сильное стремление к началу переговоров опрос выявил у людей возрастом от 18 до 24 лет, наименьшее — у людей от 55 лет и старше.

Опасаются всеобщей мобилизации в России на сентябрь 2023 года 59% опрошенных, при этом среди женщин процент в той или иной степени опасающихся мобилизации практически вдвое выше, чем мужчин — 75% и 40% соответственно.

Мобилизация и законотворчество

Обсуждение перспектив новой волны мобилизации постоянно подогревается деятельностью Государственной думы. Например, в мае комитет ГД по обороне рекомендовал отклонить законопроект об освобождении научных сотрудников и людей с учеными степенями от призыва по мобилизации. Члены комитета сослались в заключительном решении на «несоответствие подходу, принятым в настоящее время в законодательстве Российской Федерации о мобилизации», позволяющему определенным категориям лиц при необходимости «получить бронирование или отсрочку по месту работы».

20 июля 2023 года Комитет Госдумы по законодательству и государственному строительству одобрил внесение поправок в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП), согласно которым штраф за неисполнение обязательств по оповещению и явке граждан по мобилизации может составить до 500 тыс. рублей. Штрафовать, согласно поправкам, предлагается юридические лица, которые не исполнят своевременно предписания по оповещению и обеспечению явки граждан в военкомат по мобилизации. Для должностных лиц штрафы ограничат 80 тыс. рублей.

Виктор Коротаев / Коммерсантъ

Параллельно началось ужесточение законодательства и для физических лиц. Депутаты предлагают увеличить штрафы за неявку по повестке без уважительной причины, за несообщение об изменении семейного положения и места жительства, за уклонение от медосвидетельствования, за порчу или утрату документов воинского учета, а также за несообщение о выезде или въезде в страну или неявке в военкомат по этому поводу.

Что говорят официальные лица

Вместе с тем, еще в апреле 2023 года глава Комитета ГД по обороне Андрей Картаполов заявил, что власти не планируют проводить новую мобилизацию. До него 31 марта схожее заявление сделал в ходе брифинга замначальника Главного организационно-мобилизационного управления Генштаба Владимир Цимлянский, сообщивший, что «в планах Генерального штаба нет второй волны мобилизации», и что добровольцев и уже призванных по мобилизации «вполне хватает для выполнения возложенных задач».

В начале августа 2023 года стало известно о законопроекте о введении уголовной ответственности за уклонение от мобилизации, который парламент планирует рассмотреть осенью. По словам Андрея Картаполова, уклонистов от мобилизации будут наказывать штрафами до полумиллиона рублей или тюремным сроком до пяти лет.

Тогда же депутат подчеркнул, что бронь «не гарантирует отсрочки» и в этом «нет ничего страшного».

«Во-вторых, бронирование само по себе не является непреложным основанием для отсрочки или освобождения от службы. Его порядок и условия определяются соответствующими постановлениями Правительства и могут изменяться в зависимости от конкретной ситуации. Проще говоря: все, что принимают люди, люди могут и отменить», — отмечал он.

4 августа в комментарии для «Газеты.Ru» Картаполов попытался развеять слухи о грядущей новой волне мобилизационных мероприятий: «Это абсолютно не связано между собой никак. <…> Никакой новой мобилизацией и не пахнет».

29 сентября Владимир Цимлянский повторил свой прошлый тезис, сказав, что «добровольцев и желающих подписать контракт с Минобороны достаточно для выполнения возложенных задач».

3 октября министр обороны России Сергей Шойгу подтвердил заявления других официальных лиц, заявив об «отсутствии у Генштаба планов по дополнительной мобилизации», и что этому способствовала «патриотическая позиция граждан». Патриотическим порывом Шойгу объяснил и набор более 335 тыс. человек на службу по контракту и в добровольческие отряды.

За 9 дней цифра эта цифра увеличилась до 357 тыс. человек — об этом сообщил на одном из совещаний зампред Совбеза России Дмитрий Медведев.

Губернатор Херсонской области Владимир Сальдо 13 октября назвал сообщения украинских медиа о «принуждении россиян к СВО» «провокацией» и заявил, что «целью государственных органов является формирование реестра военнообязанных», а такие мероприятия «призыва в армию на срочную службу или по частичной мобилизации <…> не предусматривают».

Что говорят военкоры и Z-блогеры

Сотрудник ВГТРК Александр Сладков в спецколонке для Russia Today назвал мобилизацию «политическим вопросом». По мнению Сладкова, «стремление победить числом — демонстрация отношения к жизни солдат», а мобилизация оттого «контрпродуктивна». Заменить мобилизацию официальная Москва может и должна «ударами по объектам <…> [которые] определят соответствующие службы Минобороны», пишет журналист.

Блогер Владислав Угольный в своем телеграм-канале назвал мобилизацию «действиями, которые приведут к ослаблению государства и его хаотизации, что в свою очередь приведет к поражению». По мнению Угольного, новая волна мобилизации приведет либо к обороне и «ротации мобилизованных», либо к «маловероятному сценарию наступления <…> при отсутствии снарядов».

Виктор Коротаев / Коммерсантъ

Незарегистрированная партия «Другая Россия Э.В. Лимонова» в официальном канале призвала к «ротации мобилизованных» вследствие “необходимости вывода солдат на тыловые позиции”. По мнению «политсовета партии Лимонова», «России необходимо еще несколько сотен тысяч бойцов», а новую волну мобилизации «разумно провести текущей осенью».

Канал «Архангел спецназа Z» призвал аудиторию не обращать внимания на «попытки подлить масла в огонь», заверив читателей, что «ни один срочник не будет направлен в зону СВО», а «медиапространство России заполонили фейки и вбросы <…> с поголовной мобилизацией».

Военкор Роман Сапоньков в личном телеграм-канале при обсуждении новостей о событиях вокруг населенных пунктов Андреевка и Клещеевка добавил, что «последний месяц у нас складывается неприятная ситуация на фронтах <…> В любом случае, мы сейчас находимся в предвыборной истории и новая мобилизация маловероятна, хотя крайне необходима».

Михаил Зеленин


*внесен Минюстом в реестр иноагентов