О короткометражных фильмах и молодых режиссерах рассказал в интервью Никите Рудакову на канале RTVI предприниматель и медиаменеджер Александр Щеряков.
Не кажется ли вам, что у короткометражных фильмов меньше аудитория, чем у полнометражных? Для человека, который далек от киноиндустрии, короткометражки кажутся мало кому интересными.
«Да, есть такое. В 2014-2016 годах, когда мы только начали проводить фестиваль уличного кино, просто предложить людям посмотреть фильмы молодых российских авторов было мало. Людям было не очень интересно тратить несколько часов на неизвестных режиссеров и их работы.
Мы понимали отношение к авторскому кино, поэтому наполняли фестиваль другими активациями. Например, в 21:00 мы включали фильмы, а до этого у нас были концерты, лекции, велопробеги и много других вещей. Люди шли на большой праздник, а вечером заодно оставались смотреть кино. В следующем году они приходили уже только на фильмы. Еще для публики важно, что можно не только смотреть, но и голосовать.
Помогают популяризации короткометражного кино веяния времени. Сейчас все более популярным становится короткий контент – истории в инстаграме, видео в тиктоке. Поэтому люди скорее готовы посмотреть несколько коротких фильмов, чем один большой.
Важно уметь рассказывать истории коротко. Ведь не надо много таланта, чтобы за два часа поделиться наболевшим. А за пять минут провести зрителя через американские горки эмоций и рассказать историю – непросто».
Сейчас, чтобы снимать кино, особенно короткометражное, не надо учиться. Раньше режиссер – это был человек, который закончил крупный вуз. Сегодня хватит телефона, если есть талант. Это снижает качество? Фильмов больше и они хуже или из-за легкодоступности растет количество талантливых режиссеров?
«И то, и другое. Эти явления не противоречат друг другу. Да, контента становится сильно больше, поэтому уменьшается его качество. Но и количество бриллиантов растет. Людям уже необязательно приезжать в Москву и учиться во ВГИКе, они могут снимать хорошие фильмы у себя в городе на телефон. Например, Борис Гуц победил на фестивале „Окно в Европу“ с фильмом, который снят на айфон. И делиться творчество стало проще. Раньше нужно было договариваться о прокате с кинотеатрами, а сейчас есть интернет».
Вы посмотрели очень много короткометражек, можете ли дать совет, как снять фильм?
«Я просматриваю 800 – 900 работ в год. Из этих фильмов многие сняты режиссерами, которые учатся в московских киношколах. Их работы действительно выглядят красиво, их научили снимать здорово. Но сюжета нет. Через пять минут после просмотра я забываю, о чем мне хотели сказать. Многие же авторы еще молодые и не пережили ситуации, которые можно было бы отразить в творчестве. Поэтому важно прописывать историю, чтобы она была глубокой и живой».
В современных компьютерных играх делают так, что самому нажимать на кнопки надо не так много, все действие происходит само. Могут ли объединиться фильмы и игры, чтобы зрители не просто голосовали фонариками, а сами управляли сюжетом с помощью кнопок специальных?
«Проводились подобные эксперименты и в 2008 году, и позже. Но пока такой вид искусства не пользуется популярностью».