Глава синодального отдела Русской православной церкви (РПЦ) по взаимоотношениям с обществом и СМИ Владимир Легойда заявил, что американская кинопремия «Оскар» на сегодняшний день не столько оценивает художественную ценность фильмов, сколько отслеживает соблюдение принципов толерантности. Он также сообщил, что Евразийская киноакадемия, создание которой ранее анонсировал режиссер Никита Михалков, может появиться уже в 2024 году. RTVI узнал мнение российских кинодеятелей о перспективах альтернативной премии.

С инициативой об учреждении Евразийской киноакадемии как аналога «Оскара» глава Союза кинематографистов России, режиссер Никита Михалков выступил на первом Евразийском экономическом форуме в мае 2022 года.

По его мнению, в течение нескольких последних лет со стороны западных государств происходит «мощнейшая атака на культурную цивилизацию» и создание такой киноакадемии поможет защитить от нее «евразийскую цивилизацию».

«Участие в ней [премии] будут принимать картины, которые соответствуют идеалам, которые мы сформулируем, а не картины, разрушающие человеческую сущность. Премия должна быть дорогой, за нее должны биться», — отмечал он.

Призовой фонд, как заявлял кинематографист, должен составлять от $3 млн до $5 млн.

Кинорежиссер, сценарист Александр Сокуров

Я очень далек от этих премиальных полуантичных-полуязыческих образов, мне все это не очень нравится, это просто далеко от меня, как до Луны.

Это ничего не изменит. Если нет киноиндустрии, зачем создавать это все? Надо создать сначала киноиндустрию, создать сначала профессиональную атмосферу, развивать серьезные большие кинематографические студии. Без этого все остальное — это трата денег и дребезжание на осколках плохих

Кинорежиссер, сценарист Алексей Герман-младший

Я думаю, что в мире, который стремительно фрагментируется, так или иначе, в каком-то виде это будет существовать. Насколько это будет успешно — не знаю, никто не знает. Но в мире, который уходит от глобализации, это всем очевидно, какие-то такие инициативы будут неизбежны.

Мы в шаге от третьей мировой войны, поэтому создание новых институций неизбежно. Это может нравиться или не нравиться, это может быть приятно или неприятно, это может получиться или не получиться. Но Евразийская киноакадемия и аналог «Оскара» — это неизбежное движение.

Кинокритик Валерий Кичин

Я думаю, что это, как очень многие затеи такого рода, абсолютно пустое словоизвержение. Потому что есть «Оскар», есть Европейская киноакадемия, куда входят очень многие российские кинематографисты, есть Азиатская киноакадемия, которая только что раздала свои награды. Это очень авторитетные, долгоживущие учреждения.

Создавать какие-то новые абсолютно бесперспективно, потому что все это движение — как фестивальное, так и премиальное — в кино явно идет на спад, явно себя изживает: это заметно по уровню кинофестивалей, по тому, какие призы они раздают, какие споры и ссоры возникают в жюри и вокруг жюри. Это заметно по уровню наград нынешнего «Оскара». Это все не случайно, это говорит о том, что действительно премиальная система, чем дальше, тем больше обнажает свою условность, свою недостаточность, свою субъективность и, в общем, свою случайность.

Поэтому создавать какие-то новые мероприятия абсолютно бесперспективно, не говоря о том, что денег таких нет, как у американской или европейской киноакадемии, да и, думаю, и нет таких творческих сил.

[Что должно прийти на смену] пока никто не знает, потому что траектория кинематографа за 100 с лишним лет его существования, очень витиевата. Потому что в кино был свой золотой век, когда оно становилось великим искусством, и сейчас явно спад, когда великое искусство превращается в аттракцион, в компьютерные стрелялки и так далее, когда в кинотеатрах уже мало народу, когда кино переходит в онлайн. Все это какие-то переходные моменты и предсказать дальнейшее развитие, по-моему, сейчас не берется никто.