Говоря в своих проповедях о конфликте на Украине Патриарх Кирилл благословляет людей на исполнение воинского долга, который является частью служения христианина как в России, так и в Европе. Об этом RTVI в программе «Что это было?!» рассказал заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Московского патриархата Вахтанг Кипшидзе.

Так он ответил на критику в адрес главы РПЦ, которого в том числе западные журналисты обвиняют в якобы поддержке боевых действий на Украине.

«Что касается того, что патриарх якобы воспроизводит тезисы политической власти, то самое частое, что мне приходилось слышать, я ездил в Германию сравнительно недавно, и мне говорили, что «патриарх благословил агрессию». И европейские журналисты это повторяют как какой-то бесконечный мем. Но что на самом деле благословляет патриарх, что благословляет наша Церковь? Наша Церковь благословляет людей на исполнение их воинского долга. И опять же, именно на это благословляют военнослужащих Церкви всех европейских стран, потому что исполнение воинского долга — это часть служения в том числе и христианского воина или гражданина, если он призван в армию. Это для христианской цивилизации общее место, и оно никогда не менялось», — сказал Кипшидзе.

По его словам, Церковь отдает себе отчет «в драматизме столкновения между братскими народами», между которыми «вбит клин». Это, с его точки зрения, является «трагическим» событием, которое, впрочем, «спровоцировано внешними силами». Влияние на ситуацию между двумя странами из вне в РПЦ, отмечает Кипшидзе, почувствовали на примере взаимоотношений с Константинопольским патриархом Варфоломеем, который «начал вмешиваться в дела Церкви, тоже, видимо, исполняя некий политический заказ».

«Да, Церковь, может быть, не должна вдаваться в подробности, кто организовал переворот на Украине… Но мы же видим, как действует Фанар (Константинопольский патриархат — прим. ред.), мы видим, как им управляют, как он разрушает единство мирового православия, мы же понимаем, что это внешняя сила по отношению к Русской и Украинской церквям», — добавил представитель РПЦ.

Он подчеркнул, что Церковь не является политической силой, а мир, по мнению Кипшидзе, «достигается тогда, когда политики пытаются его искать», когда в нем есть заинтересованность. Церковь же, отмечает он, всегда готова молится о мире, но она «не может обладать каким-то физическим инструментом, который мог бы прекратить грех на поле боевых действий».

«Мы к этому всему призываем, об этом молимся, пытаемся участвовать в обмене пленными, это наша гуманитарная миссия. Мы должны вносить вот хотя бы какую-то нотку мира там, где мы можем это сделать, и мы это делаем. А создать мир без войн Церковь, к сожалению, не может, и не может, потому что, к сожалению, человечество очень сильно поражено грехом, и грех не преодолевается без божественной благодати, подлинной веры, подлинной молитвы и участия в таинствах и непрекращающейся связи с Богом», — заключил Кипшидзе.

  • В сентябре 2022 года после начала частичной мобилизации Патриарх Кирилл призвал верующих к «духовной мобилизации». «Сегодня многие восстают на Русь, и у многих голова закружилась в желании погубить Русь, ее самобытность, ее независимость, ее свободу, и потому мы должны сегодня особенно укрепить себя в вере. <…> И вот тогда эта наша духовная мобилизация, к которой я сейчас всех призываю, поможет и мобилизации всех сил нашего Отечества», — говорил патриарх.
  • В конце января Кирилл заявил, что прихожане РПЦ должны помогать участникам военной операции на Украине. По его словам, «если мы говорим, что Церковь — со своим народом, то каждый приход должен помогать тем, кто на линии огня». Он также призвал «мобилизовать прихожан, чтобы они собирали вещи, продукты».