Все регионы России в январе-феврале получили меньше налогов, чем за аналогичный период 2022 года из-за перехода с 2023 года на Единый налоговый платеж. В нескольких регионах разрыв с 2022-м составил 80%. Об этом сообщил RTVI эксперт группы суверенных и региональных рейтингов АКРА Илья Цыпкин.
Оперативные данные о сборах налогов за три прошедших месяца 2023 года пока не опубликованы. Но по данным за январь-февраль отдельные регионы недополучили около 80% доходов к уровню первых двух месяцев 2022 года — Калмыкия, Чукотский АО, Тюменская область, Оренбургская область, Красноярский край.
СМИ сообщали об аналогичных проблемах в Татарстане, Хакасии, Новосибирской, Ярославской и Нижегородской областях. Несвоевременное распределение налогов вызвало цепную реакцию, и «З тысячи муниципалитетов остались вообще без копейки», отмечал глава бюджетного комитета Совета Федерации Анатолий Артамонов.
Технические причины падения доходов
Главной целью реформы уплаты налогов было сократить количество платежек для бизнеса. Теперь компании платят все налоги единым платежом на счет в Казначействе. Реформа перенесла сроки уплаты налогов на более поздний срок — 28-е число каждого месяца. Из-за этого деньги распределяются по бюджетам в конце месяца и начале нового. В то же время возмещения и возвраты налогов — в частности НДС, происходят ежедневно. Поэтому в начале года возвраты переплаченных налогов локально превышали поток новых налогов. В январе технические причины даже привели к временному отрицательному значению доходов федерального бюджета.
АКРА полагает, что проблема временная. Бюджеты и налогоплательщики адаптируются к новому механизму, и платежи, внесенные за март-май, стабилизируют ситуацию, добавил Илья Цыпкин.
Как вообще обстоят дела с бюджетами регионов
Большинство регионов России запланировали бюджеты на 2023 год с существенным дефицитом, отмечают в АКРА. В ряде случаев ожидаемый дефицит значительно превышает 10% собственных доходов. Дефициты образовались из-за роста расходов, а доходы пока планируются на сопоставимом с 2022 годом уровне, пояснил Илья Цыпкин: «Поступления по налогу на прибыль могут сохраниться в связи с частичной адаптацией экономики к новым реалиям».
Снижение доходов может толкнуть регионы скорее урезать инвестиции, а не социальные траты и зарплаты бюджетников, полагают в АКРА. Также не исключено, что регионы будут выходить на рынок облигаций или банковских кредитов, чтобы занять средства на финансирование своих обязательств.
У большого числа регионов есть возможность привлечь долг без значительного риска для бюджетов, отмечает Илья Цыпкин. За последние годы объем коммерческого долга регионов и муниципалитетов снизился, благодаря тому что правительство предоставляло им кредиты из федерального бюджета на рефинансирование коммерческой задолженности. «Бюджетные кредиты зачастую длиннее по сроку погашения и сильно дешевле, чем облигации и банковские кредиты», — пояснил Илья Цыпкин.
Как регионы пережили 2022 год
Дефицитными по итогам 2022 года оказались большинство регионов — 50, профицитными — 35. Трансферты из федерального бюджета в 2022 году выросли всего на 9%, то есть регионы в основном обошлись собственными средствами. При этом их долги по кредитам из федерального бюджета выросли на 44,4% — до 1,98 трлн руб., сообщала Счетная палата.
По четырем новым регионам данных нет. RTVI сравнил поступления налога на прибыль (характеризует состояние предприятий) в бюджеты регионов России в 2021 и 2022 годах по открытым данным Федеральной налоговой службы (ФНС). В целом доходы регионов от налога на прибыль снизились на 24% за 2022 год по сравнению с 2021 годом.
Налог на прибыль организаций — один из главных источников дохода регионов наряду с подоходным налогом (НДФЛ). В 2022 году он обеспечил почти 24% их консолидированных бюджетов. Общая ставка налога на прибыль — 20%: 3% сборов идет в федеральный бюджет, 17% — в бюджет региона.
Сильнее всего упали сборы в регионах, где сосредоточены крупнейшие российские сталелитейные компании — НЛМК (Липецкая, Белгородская области), «Металлоинвест» и «Северсталь» (Курская и Белгородская области), «ММК», «Мечел», ЧЭМК (Челябинская область). На 2023 год бюджеты этих регионов запланированы с дефицитом — 27% у Липецкой области, 24,5% — Челябинской, 13% — Белгородской, 10% — Курской.
Экспорт металлов из России упал в 2022 году из-за санкций ЕС, удорожания логистики, падения цен на мировых рынках и снижения спроса на металлы из-за локдаунов в Китае. Сильнее всего пострадала «Северсталь», которой пришлось полностью остановить экспорт в ЕС. Отчасти снижение сборов налога на прибыль в металлургических центрах по сравнению с 2021-м объясняется высокой базой — тогда сталевары заработали большую прибыль благодаря росту цен на металлы в результате оживления мировой экономики после пандемии.
Прошедший год — достаточно уникальный с точки зрения сборов налога на прибыль, прокомментировал RTVI ситуацию директор Центра региональной политики РАНХиГС Владимир Климанов: «Колебания поступлений были очень высокими в зависимости от месяца. Если в начале 2022 года регионы сосредоточения черной металлургии чувствовали себя более-менее хорошо, то по итогам года они оказались в большом минусе».
В Карелии предприятия заплатили на 28,3% меньше налога на прибыль. Экономика республики традиционно ориентирована на экспорт в Европу. Из-за санкций производство снизили комбинат по добыче железной руды «Карельский окатыш», деревообрабатывающие и целлюлозные предприятия. В частности, приостановил работу и массово сокращает сотрудников флагман промышленности республики — завод автокомпонентов «АЕК» (входит в финскую PKC Group).
Лесопромышленная Вологодская область утратила 25% сборов налога на прибыль. Выпуск продукции из древесины в регионе сократился на 10-24% в зависимости от вида, потому что санкции остановили экспорт в ЕС.
Доходы Чукотки от налога на прибыль упали на 24%. Из региона ушла канадская золотодобывающая компания Kinross Gold. В результате снижения налоговых сборов регион закончил год с дефицитом бюджета в 24%.
Глава Забайкалья, комментируя санкции, называл край «сухопутным островом», который веками живет самодостаточно. Несмотря на ориентацию на Китай и строительство новых пунктов пропуска через границу, Забайкалье оказалось в минусе по сборам налога на прибыль. «Основная хозяйственная деятельность Забайкалья связана с добычей руд цветных металлов. Транзит товаров с Китаем дает не очень большой эффект», — пояснил Владимир Климанов.
В Удмуртии сборы упали на 23%. Завод «Lada Ижевск» («АвтоВАЗ») оказался в простое из-за санкций и закончил 2022 год с рекордным убытком. Но на заводе планируют наладить сборку электромобилей Lada Largus.
Где сборы выросли
Несколько регионов существенно нарастили доходы бюджетов, несмотря на санкции. Прежде всего, сырьевые Сахалинская (+119%) и Кемеровская области (+100,63%), Ямало-Ненецкий АО (+48%). Это связано с ростом цен на нефть, газ и уголь, а также курса доллара в начале 2022 года.
Кемеровская область, где тоже развита черная металлургия, оказалась в лидерах, благодаря «небывалому подъему угольной отрасли», отмечает Владимир Климанов. Уникален случай Санкт-Петербурга, где всплеск поступлений налога на прибыль связан с тем, что в конце 2021 года «Газпром» окончательно переехал в северную столицу, завершив растянувшийся почти на 10 лет процесс, отметил Владимир Климанов.
Калининградская область, хотя и является центром автомобилестроения — а автопром пострадал из-за ухода иностранных брендов сильнее всего — показала уверенную положительную динамику сборов налога на прибыль и НДФЛ, но в целом доходы областного бюджета снизились из-за резкого сокращения объемов межбюджетных трансфертов. Общая же сумма налогов, собранная в регионе, резко упала прежде всего из-за НДС (зачисляется в федеральный бюджет), львиную долю которого платил «Автотор». После остановки сборки немецкой BMW и южнокорейских Kia и Hyundai холдинг переориентируется на выпуск китайских авто.
Что ожидать в 2023 году
В 2023 году ожидается снижение налогов от нефтегазовых компаний. Но от этого в большей степени страдает федеральный бюджет, хотя сырьевые регионы не останутся в стороне. «В выигрыше могут оказаться регионы, где развито импортозамещение, отрасли машиностроения и производства военной продукции», — полагает Владимир Климанов.
«Серьезную альтернативу сборам налога на прибыль в региональные бюджеты найти очень сложно, — подчеркивает экономист. — На региональном уровне возможности бюджетного маневра ниже, чем на федеральном». Общая альтернатива — увеличение финансовой помощи из центра — а именно, межбюджетных трансфертов из федерального бюджета. «Для высокообеспеченных регионов возможно в том числе сокращение расходов», — допускает экономист.
Большинство регионов, зависимых от конкретной отрасли, активно меняют цепочки поставок, чтобы сохранить промышленность, подчеркивает Илья Цыпкин. Диверсификация экономики — трудоемкий процесс, который потребует времени.