H&M и другие зарубежные бренды использовали «зеленый» пиар, в действительности не перерабатывая всю собранную одежду. Зафиксированы случаи, когда собранную брендом одежду для переработки выбрасывали на полигоны. Об этом сообщил RTVI гендиректор Российского экологического оператора (РЭО, госкомпания-регулятор на рынке обращения с отходами) Денис Буцаев в проекте «Хроники нового мира».

H&M с 2013 года принимал в магазинах по России ненужную одежду в обмен на скидку 10% на одну вещь в чеке и 1 000 баллов в программе лояльности. Часть одежды должна была отправиться в секонд-хенды, другая — на ветошь для уборки, остальное — на разволокнение и создание, например, пряжи для носков и перчаток, обещал бренд.

«Большинство экологических инициатив H&M — это медийные инициативы, не имеющие отношения к сути. Мы не слышали и не видели ни одного законченного процесса по переработке текстильной продукции, которую собирал H&M. Мне казалось и кажется, честно говоря, что это была маркетинговая акция о выработке лояльности покупателя к определенной марке, — заявил Буцаев. — Есть такое устоявшееся понятие greenwashing (с англ. зеленый камуфляж. — Прим. RTVI) — когда бизнес использует экологическую повестку для повышения своей привлекательности».

«Мы видели, как H&M и другие крупные производители завозили отходы на наши полигоны, а вот куда они сдавали их на переработку, мы так и не нашли. Это касается не только H&M, но и очень многих других зарубежных брендов», — подчеркнул гендиректор РЭО.

Представители H&M отказались от комментариев.

Как H&M оказался в центре скандала

Шведская сеть H&M собирала старую одежду в обмен на скидки. Бренд передавал текстиль компании I:Collect, а она, в свою очередь, должна была отсортировать и отправить его на переработку заводам SOEX в Германии.

В 2020 году блогер и экоактивистка Елена Володина обнаружила, что собранный текстиль оптом продают на Avito со склада в Лыткарине. Активистка сама сдала вещи в H&M, спрятав в них GPS-маячки, и проследила, что они прибыли на тот же склад, где торговали одеждой.

Тогда партнер H&M I:Collect объяснил, что до 2019 года весь собранный в России текстиль действительно шел в Германию. Но из-за возросших объемов в 2019 году вещи направляли на завод SOEX в Объединенных Арабских Эмиратах (ОАЭ) после предварительной сортировки, в том числе компанией «Астекс» в Лыткарине.

В 2021 году H&M перезапустил программу. Новым партнером в России стал Laut Recycling в Ивановской области. После ухода H&M из страны российские переработчики текстиля лишились 12% сырья, сообщал РБК со ссылкой на их данные.

Вполне возможно, что H&M передавал текстиль компаниям с лицензией, отметил Буцаев: «Но объемов по переработке такого количества текстиля у нас в стране просто нет. Исходя из этого, мы не видели доказательств того, что H&M их реально переработал. В некоторых субъектах мы видели, что эти отходы в конечном счете оказались на полигонах».

Другая компания с мировым именем — Samsung — подделала акт об утилизации отходов за 2019 год. «Говорили о том, что направили на переработку свои отходы электроники, а на самом деле этого не делали», — объяснил Буцаев. В декабре 2021 года суд в России оштрафовал корейского гиганта на 89 млн руб. Компания пыталась оспорить штраф, но проиграла апелляцию.