Россия может уронить добычу нефти и газа на 20% к 2030 году, если не заменит западные технологии. Наиболее уязвимы добыча на шельфе и разработка трудноизвлекаемых запасов. Такой прогноз привели «Яков и партнеры» (экс-McKinsey & Co в России) в докладе «Перспективы развития нефтесервисной отрасли в России до 2030 года», который изучил RTVI.
Санкции не помешали российским нефтяникам в 2022 году установить многолетний рекорд бурения, пройдя 28 000 км скважин. Но «ахиллесова пята» российского нефтегаза — консолидация передовых технологий у Запада.
«Если ситуация коренным образом не изменится, к 2030 году Россия может потерять до 20% от текущего уровня добычи», — отмечает партнер компании Андрей Стрельцов.
Хотя присутствие иностранцев на российском рынке нефтесервиса снижалось с 2014 года, они занимали 20%. В 2022 году почти все компании из «недружественных» стран, включая «большую нефтесервисную четверку» — Schlumberger (8% нефтесервиса в России), Baker Hughes (4%), Halliburton (2%), Weatherford (1,5%) приостановили деятельность в России. Часть из них решили продать российские активы местному менеджменту, который продолжает работу, но без доступа к глобальным разработкам.
«Компании заявили о том, что приостанавливают инвестиции в России, приостанавливают новые проекты, но действующие проекты и договоры пока исполняются», — говорил губернатор Тюменской области Александр Моор.
Некоторое оборудование по-прежнему закупается у западных компаний, часть оборудования вовсе не поставляется, отмечает «Яков и партнеры». «Остатков может хватить на 2—3 года», — прогнозируют аналитики.
Компании из «недружественных» западных стран предоставляли наиболее сложные технологии. Потребность в них будет усиливаться по мере истощения традиционных запасов и роста доли трудноизвлекаемой нефти (с неблагоприятными геологическими условиями, сверхвязкой нефтью), предупредили аналитики
По ряду решений критическая зависимость, приводятся примеры в докладе. Оборудование по управлению траекторией скважины на 100% представлено компаниями из «недружественных» стран. В сегменте добычи на шельфе доля импорта среди плавучих буровых установок — 90%, судам обеспечения и в оборудовании для морской добычи — 80%, морской сейсморазведки — 70%. 52% рынка технологии гидроразрыва пласта (ГРП) занимают компании из «недружественных» стран, а доля отечественного оборудования — менее 1%.
Российский рынок нефтесервиса уверенно рос с 2014 по 2021 год, отмечается в докладе. В 2015 году, несмотря на двукратное падение цен на нефть, он вырос на 6% до $17 млрд. При том что объем мирового рынка нефтесервиса в том же году упал на 28%. В 2016 году глобальный рынок просел еще на треть, а российский, вопреки общему тренду вырос на 6%. По итогам 2022 года российский рынок нефтесервиса оценивается примерно в $20 млрд.