Минеральная вода «Боржоми» может в скором времени пропасть не только с российских прилавков, но и в самой Грузии. Против владельцев компании введены санкции, из-за чего грузинские заводы простаивают больше месяца, а работники с конца мая бастуют в самой долине и грозятся выйти на улицы Тбилиси. Подробнее — в материале RTVI.
Как замерзала «Боржоми»
Бренд «Боржоми» впервые был упомянут в санкционном контексте в начале марта. Тогда прибалтийские торговые сети заявили, что уберут минералку с прилавков из-за того, что производством владеет российская компания. Воду в долине Боржоми добывает и разливает IDS Borjomi Georgia (входит в IDS Borjomi International), которую контролирует российская «Альфа-Групп» (ее основатель Михаил Фридман находится под санкциями, введенными в связи со спецоперацией России на Украине).
IDS Borjomi International была основана в 2002 году. Головной офис компании находится на Кипре, производственные мощности по выпуску бутилированной минеральной воды сосредоточены в России, Грузии и Украине. Продукция экспортируется в 40 стран. Основным акционером является российская «Альфа-Групп», купившая в 2013 году 55,8% акций у наследников грузинского бизнесмена Бадри Патаркацишвили, оставшиеся 44,2% акций принадлежат различным миноритариям. В 2022 году Forbes оценивал стоимость IDS Borhomi International в $1,2 млрд. В портфель брендов входят марки «Боржоми», «Святой источник», «Эдельвейс» и другие.
Из-за санкций компания IDS Borjomi столкнулась не только с логистическими проблемами и отказами покупателей на основных рынках сбыта, но и осталась без возможности получения валютной выручки и расчетов с кредиторами (доступы к банковским счетам компании ограничены). Таким образом санкционная политика дошла до грузинской долины Боржоми, в которой два завода по производству минеральной воды являются ключевыми работодателями. 29 апреля об остановке «долинообразующих предприятий» было объявлено официально.
«Хотим вас проинформировать, что с начала боевых действий на Украине компания IDS Borjomi Georgia испытывает сложности. Трудная ситуация на ключевых рынках продаж продукции компании дополнилось ограничениями на доступ к банковским счетам, которые закрыли возможность получать выручку в иностранной валюте и рассчитываться с кредиторами. Компания продолжала работу до сегодняшнего дня, надеясь на урегулирование ситуации, чего, к сожалению, пока не произошло. В связи с вышеизложенным компания вынуждена временно приостановить производство на обоих заводах по розливу минеральной воды «Боржоми» с 29 апреля», — говорится в заявлении IDS Borjomi Gerogia.
«Мы надеемся, что ситуация в ближайшем будущем улучшится и мы получим возможность возобновить работу», — добавила компания.
31 мая директор завода номер один в долине Боржоми Мераб Ахметели так описывал ситуацию: «Компания сегодня в сложнейшем положении, счета заморожены, производство и более 80% экспорта приостановлены». К этому момент ситуация уже накалилась до предела — работники явно оказались не готовы затягивать пояса, и выступили против антикризисных мер нанимателя, начали забастовку на практически не работающих заводах.
Протестная долина
Ни IDS Borjomi Georgia, ни ее материнская структура IDS Borjomi International не озвучивали списка антикризисных мер, которые были приняты на грузинских предприятиях. Однако известен список требований 800 работников, вышедших 1 июня на забастовку:
- немедленное восстановление 50 незаконно уволенных сотрудников;
- начисление не выплаченной заработной платы;
- возвращение старых условий труда;
- бессрочные контракты для всех сотрудников и повышение заработной платы на 25%;
- прекращение шантажа, угроз и принуждения в адрес персонала, увольнение причастных к этому сотрудников администрации;
- заключение коллективного договора с сотрудниками.
«Всех, кто изначально высказался против действий руководства, потребовал сохранения долгосрочных договоров и оплаты за сверхурочные, уволили. Это означает, что администрация рассматривает нас как рабов, у которых нет прав», — цитирует «Мир 24» работника завода Георгия Диасамидзе.
По словам Марины Гелашвили, работников перевели с фиксированной оплаты на почасовую. Персонал на такое не согласился.
«Мы требуем не почасовой оплаты, а фиксированной. Этой работой люди живут. Нас лишили премии, бонусов. Понимаем, что сложный период. Но идти на поводу у руководства не будем», — заявила она.
При этом директор Ахметели сообщил грузинскому изданию Netgazeti, что масштабных увольнений и сокращения зарплаты пока удалось избежать, хотя «Коммерсантъ» еще до начала протестов писал, что «после остановки производства в Боржоми потеряли работу около 1 000 человек», а IDS Borjomi International говорили, что «более 1 000 человек оказались под угрозой потери работы». Ахметели заверил, что борьба за выживание продолжается.
«Наша главная цель сегодня — выйти из кризиса и сохранить производство. Именно поэтому, чтобы не иметь перерыва на самом важном рынке в Грузии, мы начали производственный процесс с небольшими ресурсами в нашем распоряжении и минимальной рабочей нагрузкой. Мы хотим дать возможность работать тем сотрудникам, которые готовы вместе с обновленным руководством бороться за спасение этой компании», — сказал директор завода.
Netgazeti также не пишет о массовых увольнениях работников заводов, но отмечает факт увольнения 49 сотрудников, не согласившихся на «изменение контрактов» и «ухудшение условий труда». Из публикации следует, что речь идет о частичной занятости работников с частичной же оплатой труда.
«По словам Borjomi,“компания больше не может позволить себе оплачивать 100% часов, отработанных на фабрике”, поэтому работникам были предложены обновленные условия, которые включают 50% оплачиваемых часов, при этом оплачиваемые часы остаются неизменными», — поясняет суть новых условий Netgazeti.
Назад в Грузию
Бастующие работники заводов «Боржоми» грозятся дойти до Тбилиси и провести акцию протеста там, но раньше них до столицы дошла сама IDS Borjomi International, которая видит возможность спасения через правительство страны. Производитель обратился к грузинским властям с предложением безвозмездно передать им часть доли «Альфа-групп», чтобы ее пакет перестал быть контрольным.
«IDS Borjomi International сегодня заявляет, что после переговоров с правительством Грузии контролируемая ею компания официально предложит правительству Грузии безвозмездную передачу доли. Этот шаг даст правительству Грузии участвовать в управлении международной компанией», — говорится в заявлении компании от 19 мая.
«Наш пакет снизится до неконтрольного. Уверены, что в сложившейся ситуации это единственно правильное решение, которое поможет группе восстановить работу заводов в Грузии и сохранить лидирующие позиции на рынке минеральных вод и напитков во всех регионах присутствия», — уточнил в комментарии для Forbes Элхан Алназаров, представляющий «Альфа-Групп» в совете директоров IDS Borjomi International.
По данным ТАСС, еще 30 апреля премьер-министр Грузии Ираклий Гарибашвили говорил, что «вскоре станут известны «приятные новости» в связи с «Боржоми»». Грузинское правительство обещало ответ в течение нескольких дней после получения официального предложения 19 мая, но пока этого не произошло.
Грузинский политолог Арчил Сихарулидзе в статье для News.ru указывает, что Гарибашвили поручил в кратчайшие сроки провести передачу «подарка» от «Альфа-групп» государству, «но тут к проблеме активно подключилась грузинская оппозиция».
«Более всего ее [оппозицию] волновал вопрос, на каких условиях российский консорциум делает столь дорогостоящий подарок Грузии. Не скрывается ли за этим схема ухода от антироссийских санкций? Тема участия в нелегальных антисанкционных схемах в пользу России — больной вопрос для прозападных грузинских политиков», — поясняет Сихарулидзе.
Противников сделки попытался переубедить министр экономики Леван Давиташвили, заявивший в парламенте, что речь не идет о том, чтобы избежать санкций.
«Мы предоставили информацию всем международным партнерам об этом. Речь идет о том, что государство получает в собственность часть акций IDS Borjomi Georgia, которые дадут возможность компании не быть под контролем подсанкционных лиц».
Впрочем, самих акций государство пока не получило, хотя стоимость «подарка» такова, что игнорировать ее сложно — грузинские СМИ оценивают передаваемую долю в $100 млн.