Хотя Евросоюз в целом стал импортировать значительно меньше природного газа из России, импорт российского сжиженного природного газа (СПГ) стал выше, чем до начала военной операции на Украине, пишет эстонское издание ERR со ссылкой на комиссара Еврокомиссии по энергетике Кадри Симсон.

Она напомнила, что в 2021 году страны ЕС ввезли из России 13,5 млрд кубометров СПГ. При этом в 2023 году всего за первые шесть месяцев поставки российского сжиженного природного газа в Евросоюз достигли 10,8 млрд кубометров. По словам Симсон, ЕС мог бы полностью отказаться от потребления российского СПГ, если бы страны-участницы Евросоюза достигли соглашения по этому поводу.

«Поскольку лидеры стран не пришли к консенсусу по санкциям, комиссия по энергетике выступила с альтернативным предложением. Сейчас я обсуждаю его со странами-членами», — рассказала комиссар.

Симсон пояснила, что эта инициатива, которая войдет в «новый газовый пакет» антироссийских санкций, дает властям стран ЕС право ограничить заход танкеров с российским СПГ в свои порты. Глава комиссии по энергетике считает, что соглашение по этому вопросу может быть достигнуто до конца 2023 года.

Симсон констатировала, что Россия, лишившись возможности экспортировать порядка 90-100 млрд кубометров трубопроводного газа, возместила часть этих потерь за счет «более крупных мощностей по производству СПГ», который поставляла не на «исторические рынки Восточной Европы», а в терминалы СПГ на западном побережье Европы.

Еврокомиссар отметила, что основными импортерами российского сжиженного природного газа являются Франция, Испания и Бельгия — то есть страны, которые и прежде не очень зависели от поставок газа из России по трубопроводам.

Младший научный сотрудник Таллиннского технического университета и эксперт по рынку СПГ Джавад Кейпур утверждает, что не только перечисленные Симсон страны потребляют российский сжиженный природный газ.

«По данным правительства Бельгии, только 2,8% СПГ, потребляемого внутри страны, поступает из России. И Испания, и Бельгия импортируют российский газ для последующего экспорта в другие страны Евросоюза, особенно соседние», — объяснил он.

Кейпур считает, что СПГ из России по-прежнему потребляют Нидерланды, Греция, Португалия, Финляндия и Швеция. «Отчасти причина заключается в том, что этот газ дешевле, и компании могут получить больше доходов», — рассуждает эксперт, признавая, что «было бы неразумно немедленно запретить все поставки».

По словам Кейпура, снижение доступности газа может привести к «переходу спроса» на нефть и росту цен на глобальном нефтяном рынке. «От этого выиграют производители — и Россия тоже», — предупредил он, назвав осуществляемое Евросоюзом постепенное сокращение поставок российского газа «едва ли не лучшим решением из возможных».

Симсон уточнила, что после начала украинского конфликта зависимость стран ЕС от российского газа сократилась с 40% до 10% — в том числе за счет обращения к альтернативным источникам поставок, например, СПГ из США. «Газовые хранилища Европы в настоящее время заполнены, задолго до наступления зимы», — напомнила еврокомиссар.