Польские и британские ученые придумали новый метод, как находить на Земле кратеры, оставшиеся от древних ударов метеоритов. Выяснилось, что уголь, образовавшийся в результате таких падений, кардинально отличается от угля, который находят на месте лесных пожаров, говорится в статье, опубликованной в журнале Geology.
Статистика показывает, что ученым известно лишь около 30% кратеров, оставшихся от ударов метеоритов за последние 11 650 лет — современную геологическую эпоху, голоцен. При этом у геологов пока не было надежных способов отличить обычные структуры рельефа от ударных кратеров, если только поблизости не находили обломки железных метеоритов.
В новом исследовании ученые показали, что древесный уголь, оставшийся на месте пожаров после ударов метеоритов, кардинально отличается по свойствам от угля на месте лесных пожаров. «Свойства организмов, превращающихся в уголь, отражают условия, при которых они погибли, — пояснила Аня Лозяк, автор работы из Института геологических наук Польской академии наук. — Эти условия, в том числе температура, которой было подвержено дерево, или время нагрева, оставляют красноречивые следы в структуре материала».
В ходе исследования ученые копали траншеи в кромках четырех известных ударных кратеров — двух в Эстонии, одного в Польше и одного в Канаде, и исследовали найденные вблизи них кусочки угля.
«Разница между углем от природных пожаров и углем от удара оказалась удивительной и драматической, — пояснила соавтор работы Клэр Белчер из Эксетерского университета. — Если уголь от пожаров значительно отличается своей отражательной способностью, зависящей от условий, то ударный уголь показывает одинаковые характеристики независимо от разных мест удара, которые могут быть разделены тысячами лет. Это дает геологам возможность искать неоткрытые ударные кратеры».
По словам авторов работы, за последний век на землю упало два метеорита, вызвавших большие разрушения — Тунгусский и Челябинский. «Чтобы быть готовым к любым угрозам в будущем, нам надо понимать, как часто такие события случаются. И чтобы сделать это, нам надо обращаться к прошлому нашей планеты», — добавила Лозяк.