Объем поставок корейского автопрома и запчастей — основной статьи импорта из Южной Кореи в Россию — по итогам 10 месяцев 2022 года составил $1,2 млрд по сравнению с $4 млрд за тот же период прошлого года, выяснил RTVI, изучив южнокорейскую таможенную отчетность. Уровень поставок легковых автомобилей приблизился к 2015-2016 годам, когда на внешнеторговых отношениях сказались санкции после присоединения Крыма. В общей сложности товарооборот между двумя странами составил $17,6 млрд. Это сравнимо с итоговыми показателями 2020 года, когда международные грузоперевозки были нарушены коронавирусными ограничениями.
Основную долю в структуре торговли между Россией и Южной Кореей составляет экспорт российских нефти, газа и угля. В меньшем объеме Россия поставляет корейцам морепродукты, железо и сталь, алюминий и продукты неорганической химии. По итогам 10 месяцев 2022 года общий объем российского экспорта составил $12,6 млрд, а корейского импорта — $5 млрд.
Ключевыми статьями поставок из Южной Кореи являются оборудование и транспортные средства, запчасти к ним, продукция химической промышленности, а также различная электроника: от телефонов и телевизоров до электронных схем, резисторов и другой микроэлектроники.
Традиционно Южная Корея занимала 7-8 место по доле импорта в российских внешнеторговых отношениях, тогда как для Южной Кореи российский рынок находился за пределами десятки крупнейших партнеров.При этом Россия важна для Южной Кореи в качестве импортера, так как основная доля поставок приходится на энергоресурсы и сырье.
Импорт
Лидером по объему импорта из Кореи стали товары из 87-й категории товарной номенклатуры, куда включены различные транспортные средства и запчасти к ним. За 10 месяцев 2022 года сумма ввезенной продукции составила $1,2 млрд — больше одной пятой от всего импорта. Стоимость непосредственно легковых автомобилей, попавших в Россию, составила $731,6 млн.
Для сравнения, в 2021 году, когда товарооборот между странами достиг исторического максимума в $27,3 млрд, объем импорта транспортных средств и запчастей из Кореи составил $4 млрд, а стоимость легковых автомобилей, ввезенных в Россию, составила $2,5 млрд. В 2020 году по этой же товарной категории из Кореи привезли продукцию на $2,5 млрд, из них легковых автомобилей на $1,4 млрд.
За 10 месяцев 2022 года объем импорта транспортных средств снизился до аналогичного периода 2015 и 2016 годов, когда против России начали вводить масштабные санкции после присоединения Крыма. Тогда стоимость транспортных средств и запчастей, ввезенных в Россию, составила $1,4 млрд и $1,2 млрд соответственно. Из них импорт легковых автомобилей составил $764,5 млн и $707,1 млн.
В октябре корейские СМИ писали, что Hyundai рассматривает возможность продажи автомобильного завода в Санкт-Петербурге. Компания несет финансовые затраты на неработающее предприятие, простаивающее из-за сбоев в логистических цепочках. При этом компания продолжает платить зарплаты и налоги.
Также весной российское производство остановила Kia, о приостановке в интервью Bloomberg говорил вице-президент компании У-Чон Чу. Он подчеркнул, что из-за логистических сложностей, Kia может сохранить в стране только структуру по техническому обслуживанию машин. Однако окончательных решений ни один из производителей до сих пор не принял.
По объему продаж автомобили корейских брендов (суммарно) были лидерами в России с 2015 по 2021 годы. При этом Kia и Hyundai уступали лишь отечественной марке LADA. В 2016 году самым продаваемым автомобилем в России стал Hyundai Solaris, а в 2017 году — Kia Rio.
В аналитическом агентстве «Автостат» в ответ на запрос RTVI предположили, что на фоне приостановки корейских заводов в России, импорт автомобилей, собранных непосредственно в Корее, может начать расти.
«Если рассматривать продажи автомобилей, собранных в Южной Корее, на российском рынке их доля крайне мала: в 2021 году она составила всего лишь 0,3%, а по итогам 10 месяцев 2022 года — 3,8%. Практически все, что корейские бренды продавали в нашей стране, тут же и производилось. Сейчас эта доля стала расти, но за счет параллельного импорта. По всей видимости, его объемы будут увеличиваться», — считают в «Автостате».
Второй по значимости статьей корейского импорта стала 84-я категория товарной номенклатуры, включающая в себя различные механические устройства и детали для них, включая двигатели и их запчасти, строительное, промышленное и лабораторное оборудование.
Объем импорта этой категории товаров за прошедшие 10 месяцев составил $957,3 млн и незначительно изменился в сравнении с тем же периодом прошлого года. В 2021 году стоимость ввезенной продукции составила $1,1 млрд, а в 2020 — $806,7 млн.
Следующей по стоимости категорией импорта стала группа товаров химической промышленности, куда входит продукция из пластмасс, полиэтилена, используемая в разных сферах деятельности: от производства стройматериалов и покрытий до упаковок йогуртов из полистирола. Стоимость ввезенных в Россию товаров составила $531,2 млн и незначительно сократилась в сравнении с тем же периодом прошлого года ($590 млн).
Почти в два раза сократился объем импорта корейской электроники и микроэлектроники — с $558,1 млн за 10 месяцев 2021 года до $289,5 млн за текущий год. При этом импорт телефонов в Россию почти в два раза увеличился: за 10 месяцев прошлого года в страну ввезли телефоны на сумму $19,2 млн, против $38 млн в 2022 году.
Заметно сократился импорт в части поставок электрических двигателей и генераторов — $4,3 млн в 2022-м против $17,4 млн в 21 году, а также осветительного и сигнализационного оборудования — $16,8 млн в 2022 году против $75,9 млн в 2021-м.
Также значительно снизился объем импорта в части интегральных схем: к концу октября прошлого года в Россию ввезли продукцию на сумму $47,5 млн, тогда как в этом году — на $17,9 млн.
Ученый секретарь Института Китая и современной Азии Людмила Захарова предположила в разговоре с RTVI, по итогам года снижение двустороннего товарооборота достигнет порядка 30-40% в сравнении с прошлым годом, в основном за счет падения импорта из Кореи.
«В то же время, корейцы не хотят уходить с нашего рынка, они знают его потенциал, но, к сожалению, все уперлось в нынешние проблемы. Радужных перспектив каких-то я не вижу, в следующем году показатели будут либо такими же, либо, в случае введения новых санкций, еще хуже. При этом корейцы пытаются искать обходные пути, чтобы можно было и транзакции финансовые осуществлять, и искать новые пути поставок», — отметила Захарова.
Экспорт
Главной статьей российского экспорта стали нефть, уголь и газ: в общей сложности Россия поставила в Южную Корею топливо на сумму $9,4 млрд, из них $4,4 составил уголь, $3,8 млрд — нефть и нефтепродукты, $1,1 млрд — газ. За 10 месяцев 2021 года объем поставок энергоносителей составил $9,9 млрд.
При этом поставки нефти и нефтепродуктов в сравнении с прошлым годом сократились более чем на $3 млрд, тогда как поставки угля, напротив, увеличились на $2,4 млрд. Поставки газа остались на том же уровне.
Второй по стоимости статьей российского экспорта стали рыба и морепродукт — общая стоимость составила $1,1 млрд, превысив прошлогодние показатели на $296 млн.
Другими важными статьями российского экспорта стали железо и сталь ($449,2 млн), алюминий и изделия из него ($368,1 млн), продукты неорганической химии ($254 млн) и древесина ($216,8 млн).
По словам Захаровой, падение поставок нефти и рост поставок угля могут быть связаны с попыткой корейцев превентивно заменить нефть другими ресурсами на фоне желания Запада установить потолок цен на российские энергоносители. При этом, отмечает эксперт, растут поставки угля необходимого не только для энергетики, но и для промышленности.
«К тому же в целом сильно выросли цены на энергоносители, для корейцев это сильный удар. У них вообще впервые с момента финансового кризиса фиксируется серьезный дефицит во внешней торговле из-за роста цен на энергоносители и другие виды сырья, которые они импортируют. У них существенно повысился импорт, при этом сильно проседает экспорт, например в части полупроводников и нескольких других категорий, не считая автомобилей», — говорит Захарова.
Российско-южнокорейские отношения на фоне санкций
В сентябре почетный президент южнокорейской Федерации предпринимателей на северном направлении (FNE) Ким Юн Сик в интервью РИА «Новости» говорил, что корейские компании не только постараются сохранить свое присутствие на российском рынке, но также готовы выкупать уходящий из России иностранный бизнес.
«Зашедшие на местный рынок компании, такие как Хендэ Мотор, Лотте, CJ и другие, совсем не думают о том, чтобы уходить. Наоборот, они хотели бы приобрести американские или японские компании, которые уходят с рынка. Но, похоже, немного оглядываются на (реакцию — ред.) Запада. Мы тоже хотели бы вместе с российскими партнерами выкупить японские энергетические компании на Сахалине и в других местах, чтобы превратить их в предприятия, производящие зеленую энергию, например, водород», — сообщил Ким Юн Сик, который также возглавляет компанию Shindong Enercom.
В марте информагентство «Ренхап» со ссылкой на министерство торговли Южной Кореи сообщило, что мобильные телефоны, автомобили и другие потребительские товары не попадают под санкции США на экспорт в Россию. В ходе рабочей встречи между Сеулом и Вашингтоном министерство торговли США подтвердило, что потребтовары являются исключениями из так называемого правила прямого иностранного продукта (FDPR), если они не поставляются пользователям, связанным с военными.
При этом Южная Корея присоединилась к санкциям против России в финансовом секторе, включая прекращение транзакций с Центробанком и отключение банков от SWIFT. Также в марте правительство Южной Кореи рекомендовало приостановить торговлю российскими государственными облигациями в стране.