О современных режиссерах и театре рассказал в большом интервью театральный режиссер Иосиф Райхельгауз в программе «Час Speak» на канале RTVI
Как преподают в театральных школах в России и за рубежом?
Схожим образом, потому что нашу систему котируют и на Западе. Если просто говорить, то учат по системе Станиславского. Если усложнить, то людям преподают технологию русского драматического театра, которая очень систематизирована.
В театре же как, можно научить людей играть, они будут неплохо выступать. Но только если есть талант, то человек сможет стать звездой. Врожденные данные помогают, если, конечно, человек их развивает. Так и в любой другой сфере. Кто-то готовит вкусный суп, а кто-то замечательный — это тоже талант.
Важно помнить, что есть хорошие учебные заведения (ГИТИС, ВГИК), а есть «бандитские» места. В основном туда поступают те, кто не смог попасть в нормальный институт. Преподают те, кто не могут сниматься сами, не могут ставить сами. Потом выпускники не могут найти работу и жалуются на режиссеров
Как Иосиф Райхельгауз относится к современным российским режиссерам?
Их постановки — это визуальный театр, театр художников. Я не подключаюсь к происходящему на сцене, не провоцируюсь. Мне кажется, что люди не могут соотнести сюжеты с происходящим в их жизнях, а именно это и требуется от театра. Если этого нет, то начинаешь рассматривать, хотя эмоции не получаешь. Но есть исключения, например, «Ученик» Серебренникова. И все равно эти режиссеры очень талантливы, и мы должны создавать условия, в которых они смогут творить. Неправда, что талант пробьется через все. Нужны деньги, и нельзя с этим спорить
Что должно быть в спектакле, чтобы его запретили в современной России? Или это невозможно?
На сегодня цензуры нет. Пока нет. Это важно уточнить. Сейчас власти не говорят, что это можно ставить, а это нельзя. Критикуют только критики. Недавно я поставил небольшой спектакль по книге моей матери, так за эту работу главная актриса получила награду. Разве такое могло быть раньше. А сейчас легко! И при этом в спектакле были острые вещи, но все равно все вышло, и зрители увидели представление. Сегодня для театра цензуры нет