О языке музыки и переезде в США рассказал автор первой советской рок-оперы «Орфей и Эвридика» Александр Журбин в программе «Час Speak» на канале RTVI

Когда вы задумались о переезде в США?

Надо начать с того, что все люди моего поколения увлекались всем американским. Американским кино, американской одеждой. Когда я был ребенком, то качество любой вещи оценивали либо «чума», либо «ну, это Америка». Мы добывали пластинки, старались впитывать ту культуру. Я же особенно любил мюзиклы из США. Их не запрещали, поэтому мюзиклы можно было посмотреть в кино.

И вот на свет появляется рок-опера «Иисус Христос — суперзвезда». Все были очарованы этим произведением. Я свою «Орфей и Эвридика», конечно, написал под влиянием их оперы.

В итоге в 1986 году мы попросили у знакомой американки прислать нам частное приглашение в страну. Нам удалось получить разрешение на выезд, мы поехали в Нью-Йорк. Мне и жене, ей особенно, очень понравилось.

Чуть позже я вновь отправился в США, но в составе группы. И мне тогда еще больше понравилась эта страна. Чуть позже, в 1990 году, я пришел в ведомство, которое давало разрешения на выезд и сказал, что меня приглашают в Америку (это было действительно так). Мне сказали, что все хорошо, и отпустили. Я уехал с семьей, предполагая, что после трехлетнего контракта вернусь, но я по-прежнему здесь

Кажется, что музыкантам чуть легче уезжать, потому что музыку переводить не надо

На самом деле не так. Потому что людям же тяжело понять всю суть, например, индонезийской музыки. Там своя символика, свои приемы. Вот и моя музыка она очень русская, даже советская.

Но здесь, в США, я нашел организацию, в которой был оркестр. И там я был штатным композитором. Так я проработал три года. Затем я стал преподавать в колледжах на английском. Потом создал русский театр здесь и гастролировал по Америке

Потом же вы жили на две страны. Как вы сейчас ощущаете себя будучи гражданином России?

Я не был в России вообще с 1990 по 2002 годы. И вернуться было довольно непросто, в том числе, потому что возникли новые имена в культуре. Мне тогда мои якобы друзья говорили «зря вы вернулись, поезд уже ушел». Но мне повезло, меня пригласили писать музыку для «Московской саги». В итоге все получилось. И сейчас я чувствую себя комфортно.

В России я уже провел пять фестивалей. Последний из которых провел в свой день рождения

Расскажите о нем. Что он из себя представлял?

75 лет — это тот юбилей, который нельзя пропустить. Считается, что у человека таких даты три: 25, 50 и 75 лет. Если повезет, то еще и 100. Все остальные это не юбилеи, а просто круглые даты. И вот мой большой юбилей выпадает на пандемию, но отменять фестиваль нельзя, в том числе из-за некоего суеверия.

На фестивале было около 20 событий. Например, премьеры двух опер. Все проходило в нескольких театрах. Актеры часто выбывали из-за ковида. Их меняли. Но все запланированное состоялось. Все хорошо!