Мужчинам с самого детства дают установки о необходимости соответствовать стандартам маскулинности, брутальности и самообладания. При этом намеренный отказ проявлять эмоции впоследствии может привести к нервным срывам, инфарктам и инсультам, предупреждает психолог Елена Новоселова. Об этом она рассказала в программе RTVI «Нам надо поговорить».

«Мы с вами в бытовой жизни никогда не услышал фразу: «Да будь ты женщиной!». Это какая-то нелепая фраза. Но мы с вами из каждого утюга можем услышать: «Да стань ты мужиком! Да будь ты мужчиной! Да поступи ты по-мужски!». То есть все время идет какая-то планка — кто такой этот мужчина, как надо по-мужски, как стать этим самым мужчиной? Эта идея ложится на всю мужскую жизнь, мужчина все время должен кому-то или чему-то соответствовать», — сказала она.

При этом, чему именно должен соответствовать мужчина, «совершенно непонятно», и в этом заключается «мужская драма», полагает специалист. Мужская брутальность, по ее словам, совсем не наиграна, а идет из склада личности, отрицания эмоций и установок — «мужчины никогда не плачут», «мальчик сам должен решать свои проблемы».

Причем согласно мнению педиатров, до семи лет мальчики могут быть намного эмоциональнее девочек, но к 16 годам, как показывают исследования, картина меняется на противоположную. Таким образом, делает вывод психолог, «общество фактически не разрешает мужчинам быть самим собой, проявлять свою личность и эмоции в том числе».

«Классически все эмоции, которые спрятаны внутрь и никаким образом не прорываются, — дорога к неврозу. То есть мы получаем мальчиков, которые к определенному возрасту уже невротизированы достаточно серьезно, хотя у них всего лишь подростковый период — еще вся жизнь впереди», — говорит Новоселова.

Даже если в семье мальчика воспитывают по-другому, говорят, что все проблемы можно решить путем разговоров и компромиссов, то в школе он все равно «соприкасается с тем миром, который требует от него проявления маскулинности», а затем этого же от молодого человека требует и его партнер, объясняет психолог. В результате между складом характера и требованием среды «происходят разрывы» и «начинается история кризисов».