Перекрытие газа Азербайджаном в непризнанную Нагорно-Карабахскую Республику (НКР), а также блокировка единственной дороги, соединяющей НКР с Арменией, ставит жителей региона в ситуацию, сравнимую с блокадой Ленинграда в 1941-м году во время Великой Отечественной войны. Об этом RTVI заявил государственный министр НКР Рубен Варданян.
Ранее агентство Арменпресс со ссылкой на Информационный штаб НКР сообщило, что Азербайджан перекрыл подачу газа в Республику. Подобные действия в «таких погодных условиях» в Штабе назвали «гуманитарным и экономическим терроризмом, который Азербайджан последовательно осуществляет против мирного населения» республики, которую в Армении называют Арцахом.
За несколько часов до этого МИД Армении обвинил Азербайджан в перекрытии Лачинского коридора — единственной автомобильной дороги между НКР и Арменией, который сейчас находится под контролем российских миротворцев. Согласно заявлению ведомства, группа представителей Азербайджана, которые представились активистами-экологами, установили палатки возле города Шуша, в результате чего жители НКР были «лишены права на свободное передвижение», а сама республика оказалась «перед непосредственной угрозой продовольственного и гуманитарного кризиса».
Блокировка дороги стала второй за последние полторы недели. В прошлый раз подобный инцидент произошел 3 декабря, рассказывал RTVI.
«Ситуация критическая. У нас сейчас зима. Понятно, что потребление газа увеличивается в зимний период. Кроме газа на сегодняшний день у нас нет доступа ни к чему: у нас есть проблемы с лекарствами, которые возникнут, если не будет решена проблема с дорогой. У нас есть вызовы, которые мы принимаем, понимаем, но они жестко поставили нас в ситуацию, похожую на блокаду Ленинграда в 1941-м году. Поэтому мы находимся в полноценной блокаде, как это было в Великую Отечественную войну в городе Ленинграде», — заявил Варданян.
По его словам, после 9 ноября 2020 года, когда между Россией, Арменией и Азербайджаном было подписано трехсторонне соглашение «о полном прекращении огня и боевых действий», последний «не прекращал различные провокации». Однако, отметил государственный министр непризнанной республики, в нарушение документа «менялась линия соприкосновения», а также происходили неоднократные попытки перекрытия дороги.
«Поэтому мы понимали это все. У нас есть запас, есть определенный план действий. У нас есть оперативный штаб, который я возглавляю. У нас были до меня подготовлены определенные запасы по разным направлениям. Все это есть, все это сделано. Но с другой стороны жизнь продолжается. 120 000 человек — это большое количество людей. Каждый день потребляется достаточно большое количество еды, бензина, топлива. Но самая главная проблема, конечно, — это врачи и лекарства с точки зрения того, что люди зимой больше болеют. И здесь, конечно, вопрос здоровья — один из ключевых», — пояснил Варданян.
Он также добавил, что находится в «рабочем контакте» с правительством Армении. При этом, отметил глава правительства НКР, Армения «не так много чего может сделать в этой ситуации, кроме того, что оказывать моральную поддержку» и говорить о сложившейся проблеме «на всех уровнях в мировом пространстве».
По мнению Варданяна, подобные действия со стороны Азербайджана на самом деле направлены не столько «против Армении или Арцаха», сколько «против России», поскольку именно российские миротворцы «должны обеспечивать безопасность движения по дороге Лачинского коридора», который и перекрыли «псевдоэкологи».
«У нас постоянные переговоры и разговоры с Москвой, потому что миротворцы находится еще под действительно жестким агрессивным напором этих азербайджанских активистов. И им [миротворцам] достается по-серьезному, потому что люди очень агрессивно себя ведут по отношению к ним. И в этом смысле для нас очень важно, чтобы миротворцы могли продолжать работу выполнять свои функции, но, к сожалению, им это не дают делать», — рассказал Варданян, отметив, что среди этих активистов «есть люди, которые работали и служили в спецслужбах».
По его словам, даже несмотря на присутствие миротворцев в регионе, со стороны Азербайджана все время происходят обстрелы мирных жителей, которым «не давали элементарно обрабатывать свою собственную землю или собирать урожай». «В этом смысле мы, во-первых, понимаем, что у миротворцев есть ограничения по мандату, по возможности точечного применения оружия, и этим, к сожалению, азербайджанская сторона очень сильно пользуется<…>Я говорил и буду говорить, что нам точно необходимо увеличение количества миротворцев и более четкий мандат и на больший срок», — заключил Варданян.
Позиция Азербайджана
Как писал 12 декабря «Интерфакс-Азербайджан», активисты перекрыли дорогу в связи с требованием «остановить экологический террор и незаконную эксплуатацию ресурсов в Карабахе». Они заявили, что будут блокировать коридор, пока азербайджанских официальных лиц не допустят для «инспекции» на золотой рудник, а также потребовали встречи с командующим российским миротворческим контингентом (РМК) генерал-майором Андреем Волковым.
В ходе инцидента 3 декабря министерство экологии и природных ресурсов Азербайджана отчиталось, что ранее уже обращалось к командованию РМК с просьбой направить на территорию их дислоцирования специалистов «для исследования и мониторинга незаконной эксплуатации полезных ископаемых и связанных с этим экологических последствий». Тогда, по данным ведомства, в проверке принимали участие «сотрудники самого министерства, а также госслужбы по имущественным вопросам при Минэкономики Азербайджана и ЗАО AzerGold».
- Согласно подписанному 9 ноября 2020 года трехстороннему соглашению между Россией, Арменией и Азербайджаном Лачинский коридор до 2025 года находится под контролем российских миротворцев, в то время как Азербайджан «гарантирует безопасность движения» по нему граждан, транспортных средств и грузов в обоих направлениях.
- В конце ноября 2022 года Рубен Варданян в интервью RTVI выступил за продление на длительный срок мандата российских миротворцев и прекращение войны между Арменией и Азербайджаном. В то же время, по его словам, подписание мирного договора между Ереваном и Баку не будет означать решения карабахского вопроса. «Вопрос Нагорного Карабаха и Арцаха должен решаться в режиме отдельных переговоров с участием международных посредников», — сказал он.