В сезоне 2021 — 2022 года «Золотая маска» — по разным причинам — не проводит конкурс в двух важных номинациях: лучших драматурга и режиссера жюри премии выбирать не будет. В Союзе театральных деятелей России утверждают, что постановщиков решили не награждать потому, что в противном случае «под угрозу могло быть поставлено само существование премии и фестиваля». За главный приз — за спектакль большой формы — в этом году будут бороться спектакли Дмитрия Крымова, Римаса Туминаса, Юрия Бутусова, а также постановки из Пскова, Новокузнецка, Южно-Сахалинска, Новосибирска и других городов.

«По решению учредителя премии, СТД РФ», в этом году не будут награждать лучшего режиссера, говорится на официальном сайте «Золотой маски». RTVI обратился за комментариями в Союз театральных деятелей.

«Это решение СТД как учредитель принял, чтобы сохранить основные номинации премии „Золотая маска“, показать их на фестивале, не ставя под удар коллективы представленных в них театров», — рассказал RTVI заместитель председателя театрального творческого союза Геннадий Смирнов. «Если бы мы встали на формальную позицию [и не отказались бы от присуждения призов в номинации для режиссеров], то под угрозу могла быть поставлено и само существование „Золотой маски“, и фестиваль нынешнего года», — сказал он и пояснил:

«Кто-то поддерживает специальную военную операцию, кто-то высказывается против. Сейчас время пристального взгляда на то, что происходит».

Как уже писал RTVI, спектакли режиссеров, критиковавших боевые действия на Украине, исчезли из репертуара некоторых московских театров. В то время как регламент премии требует, чтобы спектакль был показан жюри «Золотой маски» между объявлением номинантов и церемонией присуждения наград лауреатам (обычно проходит во второй половине апреля).

Менее понятным представляется отказ от награждения лучшего драматурга — эта номинация появилась на «Золотой маске» всего несколько лет назад. В нее Экспертный совет премии выдвигает оригинальные новые пьесы, постановки по которым вошли в другие номинации награды. На сайте премии говорится, что “номинанты не представлены ввиду отсутствия конкурса”. В оргкомитете премии отмену объяснили крайне ограниченным выбором материала, подходящего по регламенту.

Кого покажут и наградят

Сцена из премьерного спектакля «Война и мир» режиссера Римаса Туминаса по мотивам произведения Льва Толстого на Большой сцене Государственного академического театра имени Евгения Вахтангова
Кирилл Зыков / Агентство «Москва»

«Война и мир» Римаса Туминаса в Театра им. Вахтангова, «Костик» Дмитрия Крымова в Театре им. Пушкина, «Р» Константина Райкина в «Сатириконе», «Морфий» Антона Федорова в Псковском драматическом театре, «Дикая утка» Тимофея Кулябина в новосибирском «Красном факеле» — всего 11 спектаклей большой формы будут бороться за главный приз в своей номинации, негласно считающейся главной на «Золотой маске» — самой представительной российской национальной театральной премии.

Среди малых форм на победу будут претендовать «Капитал» по Карлу Марксу, поставленный в крохотном московском Камерном театре «Среда 21», «SHOOT / GET TREASURE / REPEAT» Мастерской Брусникина, постановки питерского «Приюта Комедианта», новосибирского «Старого дома», театров из Иркутска, Воронежа и Губахи Пермского края.

В актерских номинациях — за главные роли и роли второго плана — представлены, в частности, Виктория Исакова («Костик»), Тимофей Трибунцев и Марьяна Спивак (оба — «Р»), Сергей Маковецкий («Война и мир») и многие другие. Свои награды получат артисты оперы, балета, мюзикла, кукольного театра, а также художники, хореографы и дирижеры — всего у «Золотой маски» в этом году 37 номинаций.

Всего в течении года эксперты посмотрели более тысячи спектаклей в Москве и 132 городах России, пишут представители «Золотой маски» в своих соцсетях. Кроме шорт-листов в каждой из номинаций, Экспертный совет по традиции публикует лонг-лист — полный список работ, на который обратили внимание в нынешнем сезоне эксперты премии.

«Это был на удивление хороший год в плане театральных итогов, — прокомментировала RTVI оба списка председатель Экспертного совета, театральный критик Дина Годер, — видимо, был большой задел». Она особо отметила, что трендом этого года стали и «заводские спектакли-исследования» — постановки, исследующие индустриальную культуру средствами как игрового, так и неигрового театра; по ее словам, несколько таких спектаклей можно увидеть в «длинном списке». «Их стало много и они разные, яркие и нестандартные», — рассказала Годер, отметив, что постановка «Куб» Молодежной студии-театра «Доминанта» из шахтерской Губахи в этом году претендует на звание «лучшего спектакля малой формы».