В этом году пациенты с ВИЧ в различных регионах России начали массово жаловаться на проблемы с получением препарата долутегравир, выяснил RTVI. Его производит британская компания GlaxoSmithKline под брендом «Тивикай». Это лекарство закупается Минздравом и выдается пациентам бесплатно, оно является одним из ключевых в лечении ВИЧ. В 2022 году министерство сократило его закупки, а в профильных медучреждениях пациентам стали выдавать другие лекарства, в том числе российских производителей, например, элсульфавирин, который выпускает принадлежащая «Фармстандарту» компания «Элпида». Смена терапии приводит к дополнительным побочным эффектам, предупреждают представители пациентских сообществ.

С начала этого года на сайте «Перебои.ру» (созданный пациентами проект, который занимается сбором информации о перебоях в снабжении лекарствами для терапии ВИЧ, гепатита С и туберкулеза) появилось около 25 сообщений о проблемах с получением препарата долутегравир. Проблемы, в частности, возникли в Тюменской и Кемеровской областях, а также Башкортостане, Крыму и других регионах. Пациенты, как правило, пишут о том, что в профильных междучреждениях им предлагают другие лекарства. Причем в некоторых случаях, по словам пациентов, отказ в выдаче долутегравира им мотивировали санкциями — препарат выпускается британской компанией GlaxoSmithKline (GSK) под брендом «Тивикай» и не имеет аналогов.

Активист движения «Пациентский контроль» (организация, объединяющая людей с ВИЧ) и консультант сайта «Перебои.ру» Юлия Верещагина в разговоре с RTVI подтвердила нехватку долутегравира. По ее словам, проблема возникла не из-за санкций, а вследствие ограниченного бюджета Минздрава на закупку препарата — в результате ведомство было вынуждено «урезать» региональные заявки, по которым формируются закупки. Похожая ситуация происходила и в предыдущие годы с другими антиретровирусными препаратами, говорит эксперт.

«О том, что бюджет, выделяемый на закупку антиретровирусных препаратов, необходимо значительно увеличить, пациентское сообщество говорит давно. В случае с долутегравиром ситуация критична, так как лекарство одно из самых часто назначаемых», — говорит Верещагина. Особую обеспокоенность, по ее словам, вызывает тот факт, что к середине года Минздрав, израсходовав весь годовой бюджет, закупил несколько антиретровирусных препаратов на средства 2023 года. «Если нехватка бюджета 2022 года стала явной уже в июне, то совершенно неизвестно, какой будет ситуация в 2023 году», — резюмирует она.

Согласно клиническим рекомендациям российского Минздрава, а также Всемирной организации здравоохранения, долутегравир является одним из наиболее предпочтительных препаратов для лечения ВИЧ, говорит Верещагина. Минздрав начал закупать его в 2018 году. Со ссылкой на данные пациентской организации «Коалиция по готовности к лечению» Верещагина добавляет, что в 2020 году Минздрав закупил 70,8 тыс. годовых курсов долутегравира — их хватило 14% пациентов, принимающих терапию. В 2021 году этот показатель вырос на 10%: было закуплено 94,7 тыс. годовых курсов для 24% пациентов. В 2022 году ситуация изменилась, число пациентов, на которых был закуплен долутегравир, сократилось на 7 тыс. курсов.

В Минздраве в ответ на запрос RTVI по поводу сложившейся проблемы лишь сообщили, что ежегодное финансирование антиретровирусной терапии в 2022 году, а также последующие два года, составляет 31,7 млрд руб. «На текущий момент бюджетные ассигнования, предусмотренные на указанные цели, законтрактованы в полном объеме», — добавили в пресс-службе министерства. Там также отметили, что на поставку долутегравира заключен долгосрочный контракт.

Помимо долутегравира в числе антиретровирусных препаратов первой линии — эфавиренз и элсульфавирин, говорит руководитель направления по работе с коммерческим сектором и государственными органами власти организации «Коалиция по готовности к лечению» Алексей Михайлов. Закупки обоих этих лекарств в 2022 году, по его словам, выросли, причем элсульфавирина — примерно на 320%. Это лекарство производит российское ООО «Элпида», которое, согласно данным «Спарк-Интерфакс», на 30% принадлежит производителю «Арбидола» компании «Фармстандарт».

На оба эти препарата зачастую и переводят тех, кто принимал долутегравир, продолжает Михайлов. По его словам, изменение терапии всегда сопровождается новыми побочными эффектами. В случае с эфавирензом, например, это негативное влияние на центральную нервную систему. Привыкание к новым лекарствам занимает один-два месяца, говорит эксперт. При этом в ряде других стран долутегравир получают до 90% пациентов с ВИЧ. Это связано в том числе и с тем, что его цена значительно ниже в государствах, которые GSK включила в добровольную лицензию. Она позволяет закупать более дешевые аналоги. Россию производитель «Тивикая» не включает в список государств такого соглашения, ссылаясь на то, что по версии Всемирного банка, РФ является страной с доходом выше среднего, рассказывает Алексей Михайлов. При этом он не исключает, что сокращение объемов закупок долутегравира может привести к тому, что GSK станет невыгодно снижать цену на свой препарат в России в будущем.

После выхода публикации RTVI получил комментарий GSK, в котором компания утверждает, что производство долутегравира и его поставки «продолжаются в объемах, соответствующих срочным и плановым потребностям государственных заказчиков». «В рамках трехлетнего контракта, заключенного с Центром лекарственного обеспечения Минздрава России, цена на лекарственный препарат была снижена, что позволило обеспечить необходимой терапией максимальное число пациентов, нуждающихся в этом лекарственном препарате», — сообщили в GSK. Там подчеркнули, что поставки по текущим контрактам осуществляются своевременно и в соответствии с их условиями.