Курс доллара на Мосбирже 20 мая приблизился к 57 рублям, что является минимумом с апреля 2018 года. Евро впервые за пять лет опустился почти до 59 рублей. Укрепление рубля происходит на фоне заявлений Евросоюза о невозможности ввести эмбарго против поставок энергоносителей из России. Опрошенные RTVI экономисты считают, что падение доллара может продолжиться, что негативно скажется на экспорте и развитии российского производства.

Директор Центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ Георгий Остапкович

Он [курс] может продолжать падение до бесконечности, вплоть до 63 копеек, как в советские времена, пока Центробанк не восстановит конвертируемость рубля. Сейчас [для падения курса валюты] есть весьма объективные факторы, то есть, грубо говоря, доллар сейчас никому не нужен. Экспорт падает, но доходы от него растут, потому что цены хорошие на все: и на нефть, и на газ, уголь, металлы, первичную химию, лес.

Кроме того, действует практика продажи 80% валютной выручки. То есть доллары есть, а требований к ним нет. Плюс население, которое активно покупало доллары, сейчас ездить никуда не может и не может просто так купить доллары.

С одной стороны, это формально позитивная ситуация. Но на самом деле она была бы такой, если бы доллар свободно ходил [на российском рынке]. Кроме того, это бьет по экспорту, он становится более дешевым. Потому что если бы раньше баррель стоил условно $100, и наш экспортер менял $100 на 80 рублей за доллар, то теперь меньше 60 рублей за доллар. Для бюджета это не очень хорошая ситуация, потому что он формируется в рублях. Но, подчеркну, это мое оценочное мнение.

Идеальный вариант для бюджета и населения — это курс 76-81 рубль за доллар. Потому что потери для бюджета сказываются на экономике, а ведь это затраты на оборону, соцвыплаты и так далее. Так что это палка о двух концах. Ведь для выполнения обещаний о повышении МРОТ, индексации пенсий, прожиточного минимума нужны деньги из бюджета. А из-за удешевления экспорта бюджет теряет деньги.

Падение доллара говорит о том, что у нас нет импорта. Значит, мы попали в определенную изоляцию. А изоляция — это дефицит, как понимаете. Можно, конечно, жить за счет своих ресурсов, как Северная Корея, но это не самый удачный путь развития.

Все должно быть гармонизировано: и экспорт, и импорт. У нас сейчас огромный профицит внешнеторгового сальдо. Все это говорит о том, что экспорт есть, а импорта нет. То есть мы продаем, но не покупаем. А ведь почти 50% импорта — это технологии, машины и оборудование. Значит, предприятия не модернизируются, технологии не обновляются.

Кроме того, падение доллара может усилиться, если нас совсем изолируют от импорта, пока не заработал так называемый «серый импорт». Ведь чтобы заработал параллельный импорт, надо что-то за границей купить за те же доллары, и тогда бизнес, в том числе малый, надо допустить до покупки валюты, чтобы насытить рынок.

Можно, конечно, вкладываться в замбийскую квачу сейчас, это перспективная валюта, особенно на фоне того, что в Замбии нашли медь. Значит, будет экспорт и квача будет укрепляться по отношению к доллару.

Доктор экономических наук, проректор Финансового университета при правительстве России Алексей Зубец

Курс валюты на рынке не является искусственным, это естественный процесс. [Падение доллара и укрепление рубля] связано с тем, что ЦБ на сегодняшний день не регулирует валютный рынок. То есть из-за того, что у него арестовали резервы, он не может вмешаться и остановить тот курс, который он хочет и считает нужным.

Правила формирования цены следующая. Все экспортеры сейчас продают 80% валютной выручки на рынке, и валюты на рынке много, а спрос на нее меньше, чем он был раньше. Плюс к этому нет выкупа валюты в резервы. Раньше, когда нужно было сбить курс рубля, сделать рубль более слабым, ЦБ скупал валюту. Сейчас он ничего покупать не может, потому что нет возможности это делать из-за санкций.

Соответственно, валюты притекает на рынок много, вот он [доллар] и упал. А спрос на нее меньше, потому что есть ограничения на покупку валюты для иностранцев, [перевод] валюты за границу, есть ограничения для физлиц при покупке долларов за наличные и так далее. То есть масса ограничений. И еще серьезно импорт упал из-за санкций, снизилась покупательная способность населения и так далее. То есть спрос на валюту меньше, вот он и падает из-за этого. И это до конца года может продолжаться легко.

Чтобы как-то исправить ситуацию, нужно менять регулирование валютного рынка и отменять 80%-ю продажу валюты на валютном рынке. То есть надо уменьшать приток валюты в страну, но сейчас этого делать никто не будет, потому что сейчас у нас валюты много, а завтра непонятно, что будет, нужен запас.

Кроме того, [падение курса] это средство борьбы с инфляцией. То есть если у нас инфляция за апрель составила примерно 18%, то встает вопрос о ее снижении. Это можно сделать за счет снижения цены импорта и цены доллара. Поэтому предполагается, что дешевый доллар поможет сбить инфляцию.

Сейчас у нас идет укрепление рубля и бюджет в профиците. То есть цены на все выросли, а также доходы предприятий и отчисления в бюджет. При этом высокая инфляция. То есть денег много, и при этом рубль дорогой. Но есть минус — это дешевый импорт, что неприятно для российской промышленности. Ведь чем дешевле импорт, тем меньше смысла что-то производить в России.

То есть ситуация в следующем. Российские предприятия рассчитывали, что импорт сильно подорожает и они смогут заместить своей продукцией импорт. А получается, что импорт дорожает по другим причинам — из-за проблем с логистикой и так далее. Но из-за низкого курса доллара импорт не дорожает, а даже дешевеет по сравнению с российской продукцией. И отсюда все разговоры про импортозамещение упираются в дешевый доллар.

В результате мы можем с европейской экспортной иглы пересесть на китайскую. И вот это то, что нам грозит. То есть европейских производителей заменят китайцы, турки, вьетнамцы и так далее. А российское производство развиваться не будет. То есть импортозамещение упрется в слишком дешевый доллар, слишком дешевый импорт.

При этом пока рано говорить про вторую половину года. Все будет зависеть от действий американских монетарных властей, которые могут поднять ставку, а могут не поднимать ставки. Если ставку не поднимут, то вся эта история затянется надолго. Если же они в конце этого года, как обещали ранее, поднимут ставку значительно, тогда ситуация изменится. И, скорее всего, у нас курс доллара будет расти.

Профессор МГУ, главред журнала «Экономист» Сергей Губанов

Гадать сейчас, что будет с курсом доллара, ситуация не очень благодарная. В условиях, когда товарно-денежный оборот с внешним сектором ограничен, на курс ценообразования [доллара] влияют внеэкономические факторы.

Сейчас курс доллара влияет на ценообразование в магазинах. Но скоро не будет, потому что будут приняты определенные решения по отвязке влияния курса валюты на ценообразование, и тогда, вполне возможно, цены могут снизиться на 20%-30%. Это все будет зависеть от тех, кто определяет окупаемость внутренних инвестиций, то есть экономического блока правительства, ЦБ и так далее.

Купить валюту по той цене, которая сейчас озвучивается, вполне возможно, утверждает ЦБ. Юрлица, впрочем, наверное, смогут купить, а для физлиц будут ограничения. Покупать в таких условиях, наверное, сейчас ее смысла нет, потому что для бизнеса есть риск попасть под санкции, а для физлиц вряд ли рационально покупать имеющую волатильность валюту и условно «класть ее под матрас» [использовать для вкладов]. Кроме того, выехать с большой суммой долларов даже в США не получится, задержат на границе. Все это лимитирует, безусловно, спрос на валюту.

Что происходит с курсом доллара

Курс доллара 20 мая снизился несколько раз, приблизившись к 57 рублям, что является минимумом с апреля 2018 года. Евро впервые за последние пять лет опустился почти до 59 рублей — впервые за последние пять лет. Forbes отмечает, что укрепление рубля произошло на фоне провала попыток стран «Большой семерки» договориться о запрете на поставки российской нефти.

Кроме того, падение доллара, отмечают аналитики «Интерфакс-ЦЭА», происходит на фоне высоких цен на нефть и подготовки к периоду налоговых выплат мая, когда компаниям-экспортерам предстоит перечислить в бюджет НДС, НДПИ и акцизы.

Что происходит с эмбарго на российские энергоносители

После начала спецоперации западные страны объявили о планах отказаться от поставок газа, нефти и угля из России. Если США уже отказались от российских нефтепродуктов, то Евросоюз пока ввел ограничения лишь против угля.

При этом Россия сама прекратила поставлять газ в Польшу и Болгарию после отказа республик оплачивать топливо в рублях. При этом на новую схему оплаты газа, по оценке российских властей, уже перешла примерно половина клиентов «Газпрома». Она предполагает, что покупатели перечисляют евро на специальный счет в Газпромбанке, который затем обменивает валюту на рубли.

Reuters 4 мая передавало, что Еврокомиссия предложила отложить на три месяца введение запрета на транспортировку нефти из России и помочь проблемным государствам инвестициями из бюджета ЕС в развитие нефтяной инфраструктуры. Агентство уточняло, что такой шаг даст странам возможность заместить российскую нефть.

Как сообщило 10 мая DPA со ссылкой на дипломатические источники в Евросоюзе, запрет на транспортировку нефти из России больше не входит в шестой пакет антироссийских санкций ЕС. Кроме того, по данным СМИ, дополнительные отсрочки, помимо Венгрии и Словакии, могут дать Чехии, Болгарии и другим странам сообщества.

Глава правительства Венгрии Виктор Орбан ранее заявил, что ни его страна, ни Европейский союз в целом не готовы к полному эмбарго на импорт нефти из России. По его словам, эти усилия потребуют времени и неизбежных инвестиций внештатного характера, которые по этой причине нельзя будет профинансировать на рыночной основе.