Наталья Фомичева кандидат психологических наук, клинический психолог, руководитель АНО «Центр прикладных исследований „Русское общество психосоматики”» в эфире программы «Нам надо поговорить» на RTVI рассказала о том, что стоит за проблемой переедания.

Переедание, нервная булимия и нервная анорексия – три главных расстройства пищевого поведения, которые нужно лечить с помощью врача-психотерапевта. Так как переедающих больше всего, то сегодня рассмотрим причины этой проблемы подробнее.

Виды переедания типу течения

— приступообразное переедание, когда человек съедает сразу много, то есть 3-4 порции.

— компульсивное, когда человек перекусывает в течение дня.

Виды переедания по причинам

Переедание может образоваться в следствии диетического поведения. Как только человек садиться на диету – он заведомо программирует себя на переедание, так как она всегда заканчивается срывом. Исследования показывают, что 90% людей, которые соблюдали какую-либо диету, через 5 лет имеют вес больше, чем до нее.

Переедание может быть эмоциональным, то есть человек ест потому что еда позволяет регулировать эмоции, когда он сам не справляется с тревогой.

Наталья Фомичева: «Это когда я не могу сам прожить злость и выразить ее, тогда я затыкаю себе рот едой. Я чувствую большую потребность в любви и заботе, но не могу их себе дать кроме как через еду».

Причем заедают не только негативные эмоции.

Наталья Фомичева: «Что такое Новый год? Это же радость, что можно есть всю ночь!»

Есть люди, у которых одна эмоция является ведущей, например, тревога, и они только ее пытаются заесть, а есть люди, у которых любые сильные эмоциональные переживания ведут к перееданию.

А вот стресс заедают по другим причинам. Потому что во время него вырабатывается кортизол, который вызывает голод. Таким людям нет смысла интенсивно тренироваться, чтобы похудеть. Их организм будет воспринимать тренировки как стресс, а значит, придя домой человек набросится на еду. Для них в лечебной физкультуре разрабатываются другие комплексы, чтобы не было всплеска кортизола.

И есть переедание экстернальное. Оно часто бывает у тех, кому в детстве ставили синдром дефицита внимания. У взрослого человека этого диагноза обычно нет, но на самом деле он просто проявляется по-другому: человек ест всегда, когда видит еду, чувствует ее запах и т.п. его мозг не может затормозить поступающий в него стимул.

Редко бывают люди с одним типом, обычно это комбинации.

Что ломает пищевое поведение в детстве?

Очень часто переедание развивается, когда взрослые решают, что ребенок полненький и его надо ограничивать. Как насильное кормление ведет к отказу от еды, так и ограничения ведет к перееданию. Часто родители таких детей жалуются, что их ребенок ворует конфеты. Но ведь он начинает это делать, потому что это зона напряжения.

Многих воспитывали так, что если ребенок пришел из школы расстроенный, то его не сажают разговаривать, а дают ему пирожки.

Весь досуг строится на еде: мы с друзьями ходим в кафе и принимаем пищу.

Иногда человеку кажется, что он хочет есть и он может переживать голод, но в реальности у него могут быть проблемы с пищеварением или с эндокринной системой.

Если при анорексии, когда ребенок с 45 кг за пару месяцев сбрасывает вес до 30 кг – родители начинают бить тревогу, то при переедании такого нет. Люди могут всю жизнь переедать и ничего с этим не делать. Многие думают, что это просто слабая воля, но на самом деле воля тут ни при чем.

Наталья Фомичева: «Это все равно, что человеку с диабетом сказать – «возьми себя в руки, начни инсулин вырабатывать».

Очень часто при переедании есть травма насилия. Если человек с индексом массы тела выше 35, и лишний вес вызван именно перееданием, а не сопутствующими заболеваниями, то в 90% случаев у таких людей была травма сексуального насилия в детстве. Потому что оно очень сильно рушит образ тела, развивается посттравматический синдром, а справляться с этим человек может только через еду. Так как у нас страна довольно травмированная, то переедающих людей у нас много.

Кстати, в норме люди не ведут подсчет калорий – это элемент навязчивого поведения, и он считается одним из симптомов нарушения пищевого поведения.