Санкции будут оказывать давление на российскую экономику еще очень долго. Такое мнение высказал глава банка ВТБ Андрей Костин в статье «Начать с чистого листа», которую опубликовало издание РБК. Он также порассуждал о том, почему России необходимо выстраивать свою автономную финансовую систему, не оглядываться на Запад, а также обращает внимание на минусы (и плюсы), которые принесла России глобализация. Главное из статьи Костина — в пересказе RTVI.
О неизбежности санкций. «Санкции — надолго. Глобализация в прежнем виде закончилась. Мир, вероятно, будет снова жестко поделен на “своих” и “чужих”. Это холодная война 2.0. Допуск на мировой рынок (где действуют не наши правила) необходимо заслужить хорошим поведением, то есть “игрой по правилам”, следует из недавнего заявления министра иностранных дел Великобритании Лиз Трасс, которое она сделала в лондонском Сити. Россия получила “красную карточку”. Китай — пока “желтую”».
О том, что для банков «мир никогда не будет прежним». Костин отмечает: банкиры не смогут вести бизнес так, как раньше. В частности, теперь Россия лишена доступа к основным рынкам капитала, платежным системам (практически все значимые российские банки отключены от SWIFT — 14 июня от системы был отключен Сбербанк), международным рейтингам и аудиторским услугам. Единственный выход, как считает глава ВТБ, заключается в поиске «альтернатив» и «новых возможностей для роста». «Кризис для нас — новая нормальность», — считает Костин.
О конкретных решениях, которые помогут противостоять кризису. В новых условиях России нужно восстановить и создать новые производственные, логистические и торговые цепочки, адаптировать финансовую систему к кризисным обстоятельствам, а также перезапустить промышленность и «заместить зарубежную продукцию где только можно», утверждает банкир. «Нам не на кого рассчитывать, кроме самих себя», — подчеркивает Костин. Вместе с тем, Россия может создать собственные версии банковского регулирования и национального кредитного рейтинга, считает глава ВТБ.
Российский банковский сектор, в свою очередь, должен отказываться от балансов в долларах и евро, диверсифицировать валютные платежи, торговать с «дружественными странами» в рублях и их национальных валютах. «В бизнесе, как и в спорте, действует проверенный принцип: чтобы выигрывать, прежде всего нужно играть. На этот раз — по своим правилам», — пишет Костин.
О минусах глобализации. Ключевой проблемой излишней зависимости России от глобальной экономики, по мнению Костина, стало то, что внешние игроки, которые негативно оценивают те или иные геополитические решения Москвы, могут в ответ ставить барьеры для работы российского финансового сектора — например, так, по словам главы ВТБ, было в 2014 году, когда Россия присоединила Крым.
«По-настоящему серьезным звонком стал 2014 год. Крупнейшие отечественные банки были отрезаны от западных рынков капитала, а некоторые коллеги — отключены от международных платежных систем. Стало понятно: нас могут легко “отменить”», — пишет Костин. Глава ВТБ считает: внешние игроки на мировом рынке не учитывают национальных интересов России, а также «не ведут с Москвой равноправный и взаимоуважительный диалог».
«На практике это [глобализация] означало добровольное принятие во всех сферах жизни — от экономики до образования — чужих стандартов и норм, которые приобрели глобальный характер. Россия вступила в игру «глобализация», правила которой были сформулированы не ею и без ее участия», — говорится в статье Костина.
О выгодах глобализации. Костин признал, что, несмотря на те, по его мнению, минусы, которые принесла интеграция России в глобальную экономику, у глобализации есть и свои плюсы — например, в стране образовался банковский сектор, который «был создан практически с нуля на основе американских и европейских технологических платформ». «Было бы неверно утверждать, что этот процесс не принес нашей стране существенных экономических выгод».