Президент России Владимир Путин 27 декабря подписал указ об ответных мерах на введение потолка цен на российскую нефть. Документ запрещает поставки нефти компаниям и физлицам, если в контрактах прямо или косвенно «предусматривает использование механизма фиксации предельной цены». Как на это решение отреагировали иностранные СМИ и аналитики — в обзоре RTVI.

5 декабря начал действовать запрет на морские поставки нефти из России в западные страны, в тот же день вступил в силу потолок цен на российскую нефть, который одобрили страны G7, Евросоюза, Австралия и Норвегия. По новым правилам Россия сможет продавать нефть по цене не выше 60 долларов за баррель, иначе страховым, грузовым и кредитным организациям будет запрещено обслуживать эти сделки. Таким образом западные страны хотят сократить поступления в российский бюджет и соответственно финансирование боевых действий.

Bloomberg отмечает, что Москва воздержалась от «самых решительных ответных мер», которые могли бы привести к дальнейшему нарушению мировых поставок нефти.

Аналитик Kpler Виктор Катон в разговоре с агентством назвал указ Путина «слишком расплывчатым». Он обратил внимание, что указ не включает в себя меры, о которых ранее сообщали СМИ, например, установление минимальной цены экспорта нефти. По мнению Катона, это «рамочный документ».

Решение Путина «менее суровое», чем те варианты, которые обсуждались в российских СМИ, например, минимальная цена на нефть или установление размера дисконта на топливо, пишет Financial Times. Издание обращает внимание на исключение из указа, согласно которому, поставки нефти и нефтепродуктов, которые запрещены документом, «могут осуществляться на основании специального разрешения президента». По оценке FT, это позволит России продолжать продавать сырую нефть производителям на таких рынках, как Индия и Китай.

The New York Times считает, что влияние этого решения будет «ограниченным», так как Евросоюз, который больше всех зависел от российской нефти, уже запретил импорт большей ее части, поэтому ограничение затрагивает в основном покупателей вне ЕС. Газета называет ответ Москвы на потолок цен «ожидаемым», так как Кремль уже говорил, что не будет продавать нефть при условии ограничения цен.

Как отмечает The Wall Street Journal, если Кремль своим указом решил ограничить экспорт нефти для «незападных покупателей», то это может привести к сокращению мировых поставок и росту цен. Однако если целью были только страны Запада, которые установили потолок цен, то последствия будут менее серьезными, так как они уже запретили импорт российской нефти.

«Указ расплывчатый и предоставляет Путину возможность сохранить экспорт в отдельные страны, которые соблюдают полоток цен. В целом, это признак того, что Россия находится в уязвимом положении, нуждается в нефтяных доходах и поэтому не может принять решительные меры», — считает старший научный сотрудник аналитического центра Bruegel в Брюсселе Симона Тальяпьетра.

WSJ также отмечает, что рынки практически не отреагировали на ответные меры России. В частности, стоимость барреля нефти Brent вечером 27 декабря выросла всего на 0,5% до 84,33 доллара.

  • В начале декабря Bloomberg со ссылкой на источники сообщал, что Москва обсуждает несколько вариантов ответа на потолок цен на нефть. В частности, российские власти могут ввести фиксированные цены на экспортируемую нефть или предельный размер дисконта к эталонному сорту топлива.
  • «Ведомости» писали о трех вариантах, которые рассматривают российские власти: полный запрет на продажу нефти государствам, которые поддержали потолок цен, запрет на экспорт по контрактам, куда включено условие потолка цен, а также введение индикативной цены, то есть определение максимального дисконта российской экспортной нефти Urals к эталонному сорту Brent, при увеличении дисконта продажа будет запрещена.