Российская экономика не собирается закрываться от мира и будет делать ставку на самодостаточность — заявил президент России Владимир Путин во время встречи с молодыми предпринимателями на ВДНХ. Глава государства также уделил особое внимание исторической миссии России и подчеркнул, что Москва вынуждена «возвращать» «свои территории». RTVI пересказывает главное из слов Путина.
О том, что российская экономика не будет «закрываться» от мира. «Не было у нас закрытой экономики. То есть была, в советское время, когда мы сами себя вырезали, создали так называемый „железный занавес“ — мы же создали, своими руками. Мы сейчас не собираемся этого делать, мы не будем наступать на те же грабли. <…> Наша экономика будет открытой. Кто не хочет — тот сам себя будет обкрадывать, уже обкрадывает. <…> Такую страну как Россия невозможно обнести забором. А мы сами вокруг себя не собираемся такой забор возводить» (здесь и далее цитата по ТАСС).
Об ограничении экспорта электроники как главном ударе по экономике России. «У нас правительство на протяжении нескольких лет пытается запустить, воссоздать и на новой базе создать микроэлектронную промышленность в России. Это одна из сложных тем, тяжелых и одно из главных направлений удара по России из всего набора ограничительных мер».
После начала «военной спецоперации» на Украине Запад ввел санкции, которые предполагают запрет на поставки в Россию, в частности, полупроводников и электронных компонентов.
О том, что российская экономика должна быть независимой. «Развиваться так, чтобы по базовым направлениям развития не зависеть ни от кого, в критических технологиях, в том, что обеспечивает жизнеспособность общества и государства».
О том, что санкциям можно противостоять с помощью снижения бюрократии. «Ответом на все ограничения, о которых мы уже говорили, с нашей стороны может и должно быть безусловное разбюрокрачивание принятия решений».
О поддержке экспорта из России несырьевых товаров. «В Минпромторге целая программа существует поддержки несырьевого экспорта. Будем расширять эти формы поддержки».
О невозможности заместить все импортные товары. «Импортозамещение — не панацея, и мы не стремимся все на 100% импортозаместить. Как бы мы ни старались импортозаместить бананы, мы же не сможем, несмотря на селекционные успехи ваших коллег»
О том, что Россия вынуждена возвращать свои территории. «Судя по всему, на нашу долю тоже выпало возвращать [территории] и укреплять, и если мы будем исходить из того, что эти базовые ценности составляют основу нашего существования, мы, безусловно, преуспеем в решении задач, которые перед нами стоят».
Путин не стал уточнять, что именно он имеет в виду под возвращением территорий и о каких конкретно землях он говорит. При этом, согласно сообщениям российского Минобороны и западных разведывательных служб, в ходе боевых действий на Украине Россия заняла большую часть территории Луганской области, значительную часть Донецкой, а также часть Запорожской области и всю Херсонскую. Российские официальные лица утверждают, что территории, которые были взяты под контроль Москвой во время «спецоперации», будут присоединяться к России. В то же время Путин, объявляя о начале боевых действий, говорил, что Россия не стремится оккупировать территории Украины.
О том, что страны, которые не принимают «самостоятельных» решений, следует считать «колониями». «Если страна, либо группа стран не в состоянии принимать суверенные решения — это уже в известной степени колония, а колония исторических перспектив не имеет, шансов выжить в такой жесткой геополитической борьбе».
Как отмечает ТАСС, Путин не стал называть конкретные страны, которые, по его мнению, не имеют суверенитета, «чтобы никого не обижать». Однако летом 2021 года президент России говорил, что, в частности, Украина находится под «полным внешним управлением». «Ключевые вопросы жизнедеятельности Украины решаются не в Киеве, а в Вашингтоне», — говорил Путин.
О приоритетности решения демографических проблем. «Если посмотреть на задачи, то какие задачи? Демография. Это первая задача. У нас должно быть больше людей, и они должны быть здоровые».
О том, что через 10 лет Россия будет жить лучше. «Да. А это в конце концов должно привести к повышению качества жизни».