Рубль дешевеет после чрезмерного укрепления. 6 июля доллар превысил 64 рубля впервые с 30 мая. Евро поднимался до отметки в 66 рублей впервые с 8 июня. Еще неделю назад доллар стоил 50 рублей, евро — 52,7 рубля. RTVI узнал у экспертов, почему падает рубль и как долго это продлится.
Главный экономист «ПФ Капитал» Евгений Надоршин
«Рубль дешевеет из-за бегства инвесторов на внешних рынках в «защитные активы» — доллар и евро. Выросла спекулятивная активность на бирже. К тому же завершился налоговый период, и экспортеры уже массово не продают валюту, чтобы заплатить налоги.
Снижение рубля, вероятно, не продлится долго. Импорт восстанавливается недостаточно быстро, а экспорт устойчив. Когда ситуация на внешних рынках успокоится, а в России наступит очередной налоговый период — до него чуть более недели, мы можем увидеть очередные многолетние максимумы рубля.
Стабилизации не будет, курс продолжит колебаться, но на уровнях выше. Импорт восстанавливается не так быстро, как хотелось бы.
Сильный сдерживающий фактор — потери времени при принятии важных решений. Параллельный импорт вводят робкими шагами и с оговорками, хотя в России всегда существовал серый импорт, и агенты в экономике понимают, как он работает, это ни для кого не в новинку.
Четыре долгих месяца — непозволительная роскошь для решения, требующего срочности. С такими подходами импорт будет восстанавливаться дольше, что ухудшит ситуацию в экономике.
При сильном рубле ниже 60 руб. за доллар страдает экспорт, при курсе в районе 50 и ниже — он падает, что ведет к дополнительным потерям для российской экономики.
Переукрепление делает невыгодным и импортозамещение. Это хорошо видно на той же рознице. Например, товары в российских магазинах дороже, чем на AliExpress. В ряде случаев с промышленными товарами ровно та же история. По-прежнему ввозить из Китая, Индии, Таиланда, Вьетнама гораздо дешевле.
Чтобы стабилизировать рубль, правительство задумалось о ручном управлении курсом. Минфин готов пожертвовать частью запланированных расходов бюджета и закупить на сэкономленные деньги валюты «дружественных стран». ЦБ пугает девальвацией в случае искусственного ослабления рубля. При текущих курсах — в районе 60 рублей за доллар и евро — такие «интервенции» могли бы быть не только не смертельны, но и даже полезны для экономики».
Кандидат экономических наук, доцент Института общественных наук РАНХиГС Николай Кульбака
«Россия, как сырьевая экономика, ориентирована на экспорт. Чем выше доллар и евро, тем больше денег в пересчете на рубли получают экспортеры и бюджет за поставки нефти и газа. Сильный рубль был бы выгоден, если бы у России был высокий импорт, и много граждан ездили бы за границу. Но этого нет.
Импорт в Россию с февраля падал на 50%, и сейчас спад составляет около 40%, сообщало Минэкономразвития. Правительство оценило комфортный для российской промышленности курс — 70-80 руб. за доллар.
Оптимального курса рубля, одинаково выгодного для импортеров и экспортеров, нет. Сильнейшее падение импорта и отсутствие международных инвестиционных связей привели к тому, что спрос на доллары и евро в стране резко упал.
Что будет дальше с курсом, пока неясно, потому что слишком нестабильная ситуация и нужно учитывать много факторов. Экономическая система России работает на таких режимах, как никогда, — это форс-мажор. И никто не может сказать, как сработает система».
Директор центра исследований международной торговли РАНХиГС Александр Кнобель
«Сейчас валюта в любом случае будет нестабильной, потому что из-за «заморозки» золотовалютных резервов Банк России потерял возможность проводить интервенции [покупка или продажа большого объема валюты для поддержки или ослабления рубля]. Поэтому нестабильность — это абсолютно естественное явление.
У ЦБ очень ограниченные возможности влияния на валютный рынок, поэтому курс определяет сейчас в основном торговля.
Почему доллар и евро растут? Во-первых, снижается цена на нефть. Во-вторых, потихоньку начинает расти импорт в Россию, включая параллельный. Логистика потихоньку налаживается, и спрос на валюту для того, чтобы оплачивать эти импортные поставки, тоже растет. И эти факторы немного сдвигают курс в эту сторону».
экономисты по России и СНГ ИК «Ренессанс Капитал» Софья Донец и Андрей Мелащенко»:
Ослабление рубля в большой степени обусловлено сезонным «отскоком» — окончанием налогового периода в конце июня и снижением предложения иностранной валюты на внутреннем рынке со стороны экспортеров.
Говорить об устойчивом тренде на ослабление пока рано. При сохраняющихся ограничениях на финансовые потоки между Россией и международными рынками (на фоне санкций, внутренних ограничений и общего ухудшения бизнес-среды) и невозможности ЦБ проводить интервенции с использованием традиционных резервных валют, динамика курса остается волатильной в рамках каждого месяца.
Минфин разрабатывает новый вариант бюджетного правила. Одним из механизмов может быть стерилизация экспортных доходов на рынке через покупку валют «дружественных» стран. Чтобы получить эффект, должна измениться валютная структура поступающих в Россию экспортных доходов, применяться валютные свопы или другие механизмы. Внедрения механизма займет время. Мы ожидаем полноценный запуск данного механизма ближе к осени.
Восстановление импорта является не единственным фактором, который должен обеспечить ослабления рубля в среднесрочной перспективе. Немаловажным является потенциальное снижение экспорта на фоне введения эмбарго на нефть и нефтепродукты в ЕС (мы ожидаем, что порядка 50% нефтяного экспорта России в ЕС будет переориентировано на восток), а также потенциал снижения глобального спроса на энергоносители на фоне возросших рисков рецессии. Возвращаясь к импорту, мы ожидаем его плавного восстановления во второй половине года. Несмотря на это по итогам года импорт товаров и услуг в Россию снизится на 19% в реальном выражении по сравнению с 2021 годом. Мы не ожидаем его полного восстановления в ближайшие годы.
Позиция властей по отношению к укреплению рубля
«Излишне крепкая» национальная валюта не выгодна ни экспортерам, ни импортерам, ни бюджету, предупреждал министр экономического развития Максим Решетников. Правительство ведет дискуссии об управлении курсом, сообщал первый вице-премьер Андрей Белоусов 20 июня.
Минфин предложил свой способ валютных интервенций — «пожертвовать» частью запланированных расходов бюджета и закупить на сэкономленные деньги валюты «дружественных стран», чтобы опосредованно повлиять на рубль через кросс-курсы.
ЦБ и Минэкономразвития против такого вмешательства. Искусственное понижение рубля может спровоцировать девальвацию, предупреждала глава ЦБ Эльвира Набиуллина. Решетников указывал, что невозможно настолько урезать расходы бюджета, чтобы повлиять на рубль. К тому же снижение госрасходов ускорит сокращение спроса в экономике, что усугубит рецессию.
Оптимальные способы стабилизировать курс — увеличить импорт, быстрее переходить на расчеты в национальных валютах дружественных стран, ослабить валютные ограничения, возобновить накопление сверхдоходов от нефти и газа в Фонде национального благосостояния (ФНБ).