США обвинили Южную Африку в поставках боеприпасов России — на российском корабле, который в декабре 2022 года пришвартовался на военно-морской базе Саймонстаун в Кейптауне. Об этом сообщает местное издание News24.

Американский посол в ЮАР Рубен Бригети заявил, что Вашингтон убежден в несоблюдении декларируемой южноафриканскими властями позиции «неприсоединения» к российской позиции по Украине.

«Среди того, что мы отметили, была стоянка грузового корабля на военно-морской базе Саймонстаун в период с 6 по 8 декабря 2022 года. Мы уверены, что на судно грузили оружие и боеприпасы, после чего оно вернулось в Россию», — сказал дипломат.

Бригети предупредил, что правительство США крайне серьезно относится к этому вопросу и будет добиваться, чтобы ЮАР соблюдала «свою политику неприсоединения».

Посол Украины в ЮАР Любовь Абравитова сообщила News24, что запросит «срочную» встречу с министром обороны Танди Модизе в связи с заявлением посла США о том, что южноафриканские власти поставляют России боеприпасы. Однако издание напоминает, что ранее Абравитовой не удавалось добиться аудиенции у высокопоставленных официальных лиц ЮАР.

Провести пресс-конференцию американский посол решил после поездки в США с делегацией южноафриканских должностных лиц под руководством советника президента страны по вопросам безопасности Сиднеем Муфамади. Основной темой состоявшихся переговоров было соблюдение Закона о росте и возможностях Африки (AGOA).

AGOA — это принятая при администрации Билла Клинтона в 2000 году программа односторонних торговых преференций, в рамках которой товары, произведенные в странах Африки к югу от Сахары, имеют право на беспошлинный доступ на рынки США.

На брифинге журналисты спросили Бригети, насколько точны данные американской разведки о том, что ЮАР отправила в Россию боеприпасы. Он ответил, что «готов поставить на это свою жизнь».

Приход судна «Lady R» на базу ВМС Саймонстаун в декабре 2022 года вызвал многочисленные спекуляции и опасения. Бригети тогда говорил, что официально обратился к министру обороны ЮАР Танди Модизе и выразил «серьезную озабоченность». Аналогичным образом посол отреагировал на совместные военно-морские учения ЮАР, России и Китая в южноафриканских водах, проведение которых совпало с годовщиной начала российской военной операции на Украине.

News24 напоминает, что очевидное влияние России на власти Южной Африки проявилось во время правления бывшего президента республики Джейкоба Зумы. Оно доросло до такой степени, что тогдашний министр финансов Нхланхла Нене связывал свое увольнение в декабре 2015 года с отказом одобрить сделку с «Росатомом».

Нене заявлял, что затраты на строительство восьми ядерных реакторов, способных вырабатывать 9600 мегаватт, оказались бы «астрономическими» — речь шла о $40-50 млрд. В июле 2015 года он дважды отказался подписать письмо тогдашнего министра энергетики ЮАР Тины Жомат-Петтерссон с гарантиями российскому правительству в отношении ядерной программы. Это произошло перед тем, как Зума должен был встретиться с президентом России Владимиром Путиным в Уфе на полях саммита БРИКС.

«В результате моего отказа меня стали рассматривать как человека, стоящего на пути ядерной сделки. Меня обвинили в неподчинении президенту и некоторым моим коллегам», — рассказывал Нэнэ, уволенный пять месяцев спустя.

Кроме того, как отмечает News24, Зума приписал Путину свое спасение от отравления, якобы организованного американскими шпионами. В мае 2020 года в интервью на YouTube Зума назвал Россию единственным местом, где у него «была хоть какая-то надежда на спасение». Сын политика Дудузане подтвердил, что сопровождал его в Москву на лечение, и похвалил «отличный» российский медицинский персонал. Он также назвал предполагаемое отравление отца покушением на его жизнь.

Зума рассказывал, что связался напрямую с Путиным, как только заподозрил отравление. «Я знал, что мой друг будет единственным, кто поможет мне. Он послал ко мне врачей», — пояснил бывший президент ЮАР. По его словам, медики порекомендовали ему пройти лечение в России, где якобы было установлено, что причиной недомогания стал яд. Зума утверждал, что его пытались отравить из-за «политических убеждений» — в частности, борьбы против апартеида.