Американские компании произвели более 70% компонентов для российского вооружения, которое обнаружили на поле боя, говорится в опубликованном в январе 2024 года отчете Стэнфордской международной рабочей группы по санкциям против России, с которым ознакомился RTVI. Комплектующие продолжили поставлять несмотря на то, что в 2022 году США ограничили доступ России к передовым технологиям из-за военной операции на территории Украины. О чем еще говорится в отчете — в материале RTVI.

Несмотря на беспрецедентные меры экспортного контроля у России остаются возможности импортировать иностранные комплектующие, необходимые для производства оружия, говорится в отчете Международной рабочей группы по санкциям под названием “Как Россия продолжает импортировать компоненты для своего военного производства”. Документ подготовили специалисты Киевской школы экономики (KSE) Елена Билоусова, Элина Рыбакова, Бенджамин Хильгеншток, Наталия Шаповал, а также Анна и Владислав Власюк.

Национальное агентство по предотвращению коррупции Украины (НАПК) составило список из примерно 2800 отдельных деталей, которые были обнаружены в российском оружии на поле боя — в том числе в ракетах, беспилотниках, бронетехнике и других системах, говорится в документе. Авторы отчета указывают, что в основном их производили компании, связанные с западными странами:

«Фактически, 95% всех компонентов для российского вооружения, обнаруженного на поле боя, были произведены в странах [санкционной] коалиции, причем 72% приходится только на компании, базирующиеся в США. Эти данные подчеркивают постоянную проблему поиска приемлемых аналогов на внутреннем рынке России или у ее союзников: компоненты из Китая составляют лишь 4% из примерно 2800 наименований».

Кто входит в санкционную коалицию?

Эксперты KSE включают в санкционную коалицию Австралию, Канаду, Европейский Союз, Японию, Новую Зеландию, Норвегию, Южную Корею, Швейцарию, Сингапур, Тайвань, Великобританию и Соединенные Штаты.

Кроме того, эксперты изучили доступные данные о российской внешней торговле. Среди категорий комплектующих, которые, по мнению авторов отчета, больше всего поставляют в Россию, значатся:

  • Военные товары: средства связи ($2,7 млрд в январе-октябре 2023 года, или 31,4% от общего объема), полупроводники ($2 млрд, 23%), прочая электроника ($1,8 млрд, 20%) и компьютерные детали ($1,4 млрд, 16%);
  • Критические компоненты: автомобильные детали ($5,6 млрд, или 25% от общего объема), прочая электроника ($5,4 млрд, 24%), коммуникационное оборудование ($3,4 млрд, 15%), компьютерные детали ($3 млрд, 13%), полупроводники ($2,2 млрд, 10%), подшипники и трансмиссионные валы ($1,3 млрд, 6%) и навигационное оборудование ($1 млрд, 4,6%).

Авторы указывают, что России удалось нарастить производство беспилотников и ракет, что создает “кафкианский сценарий”:

“Союзники Украины вынуждены оказывать дополнительную военную помощь, чтобы защитить ее от оружия, которое Россия может создать только благодаря постоянному доступу к импортным компонентам, поступающим от союзников Украины”.

Половина российского военного импорта связана с западными странами

За первые десять месяцев 2023 года российский импорт приоритетных товаров военного назначения достиг $8,8 млрд — это на 10% меньше, чем в досанкционный период, говорится в документе, где, правда, не уточняется, какой именно период имеется в виду.. По товарам, которые критически важны для российской военной промышленности, объем импорта был еще выше — $22 млрд, указывают авторы отчета.

При этом компании из стран, входящих в санкционную коалицию, продолжают играть ключевую роль в цепочках поставок в Россию, полагают авторы отчета. По их данным, в январе-октябре 2023 года именно из этих стран происходило 48% импортных товаров военного назначения. В частности, в документах в качестве места расположения главного офиса производителя, производственного предприятия, конечного продавца в Россию или отправителя указывались именно страны санкционной коалиции.

В начале 2022 года США объявили, что ограничат доступ России к передовым технологиям из-за военной операции на территории Украины. Санкции распространялись на экспорт полупроводников, телеком-оборудования, электронных компонентов и товаров двойного назначения. Торговать с Россией запретили и третьим странам, которые производили товары с использованием американских технологий и оборудования.

Авторы документа указывают, что цепочки поставок адаптировались к введенным ограничениям — и теперь большинство комплектующих поступает в Россию через посредников в третьих странах, включая Китай.

«Более половины всех товаров в стоимостном выражении поставляется в Россию из Китая (53% и 54% соответственно), далее следуют Гонконг, Турция и ОАЭ. В совокупности на эти четыре юрисдикции приходится 86% от общего объема поставок товаров для боевых действий и 79% от объема поставок критически важных компонентов», — говорится в отчете.

Среди компаний, продукция которых продолжает поставляться в Россию через третьи страны, в отчете указаны такие компании с головными офисами в США, как Intel (товары военного назначения — $351 млрд, критически важные комплектующие — $389 млрд), Analog Devices ($269 млрд, $279 млрд), AMD ($174 млрд, $191 млрд), Texas Instruments ($140 млрд, $142 млрд), IBM ($115 млрд, $145 млрд) и Dell ($100 млрд, $135 млрд).

“Здесь явно выделяется Analog Devices, чьи компоненты часто встречаются в российском оружии. Среднемесячные поставки критически важных компонентов в Россию (на сумму $27 млн) в январе-октябре 2023 года были на 51% выше, чем в 2022 году, и на 162 % выше, чем в 2021 году. Усилия по соблюдению ограничений явно недостаточны”, — говорится в отчете.

Также в документе указано, что в Россию активно поставляются такие товары производства южнокорейских Samsung ($198 млрд) и Hyundai ($138 млрд). Среди производителей, которые неподконтрольны странам санкционной коалиции, значатся китайские Huawei ($286 млрд, $530 млрд) и Lenovo ($115 млрд, $143 млрд).

В топ стран-производителей импорту товаровза январь-октябрь 2023 года авторы отчета включили:

  • Китай (41%);
  • США (25,5%);
  • Тайвань (7%);
  • ЕС (6%).

Что касается расположения самих производственных площадей, то тут в лидерах по товарам военного назначения находятся Китай (63%), Тайвань (8%) и Малайзия (6%), а по критически важным компонентам — Китай (59%), EC (11,5%) и Тайвань (5%), указано в отчете. При этом значительная часть таких товаров производится в третьих странах по заказу предприятий из стран “санкционного содружества”, пишут авторы документа.

“Когда дело доходит до конечной продажи, страны коалиции играют гораздо более ограниченную роль. поскольку большая часть российского импорта проходит преимущественно через организации третьих стран — вне зависимости от того, где была произведена продукция или какие компании в конечном итоге отвечали за ее производство”, — говорится в документе.

Среди юрисдикций, которые чаще всего значились в качестве конечных продавцов, авторы отчета указывают:

  • Китай (38% по товарам военного назначения, 39% — по критически важным компонентам);
  • Гонконг (31%, 18%);
  • Турция (7%, 8%);
  • ОАЭ (3%, 4%);
  • Страны Евразийского экономического союза (2%, 2.5%).

Авторы исследования признают, “что в отношении данных о российской торговле существуют серьезные сомнения” и призывают оценивать их выводы в контексте этих соображений. Они также отметили, что речь идет не обязательно о нарушениях экспортного контроля, поскольку существует множество исключений и отступлений от режима санкций.