Российские военные в Крыму вернулись к теме использования боевых дельфинов в противодиверсионной службе ВМФ. Эта практика была развита в советское время, а в годы украинской власти «хозяйство захирело», рассказал RTVI капитан первого ранга запаса, военный эксперт Василий Дандыкин. Что известно о боевых дельфинах в бухтах Севастополя, где базируется Черноморский флот, — в материале RTVI.
«Дельфины — как собаки на границе»
«В советское время эти дельфины действительно работали в службе ПДСС [Подводные диверсионные силы и средства], в частности, в Крыму, в Севастополе. Они были обучены, там снаряжение своего рода на них навешивалось. Они подходили и уничтожали диверсантов», — сообщил Василий Дандыкин.
Как именно тренировали дельфинов тогда и как тренируют сейчас — известно только тем, кто непосредственно занимается этим, сказал он.
«Если говорить о [том, как распознать] диверсантов, то свои люди у входа в бухту не плавают. Это сразу видно», — рассуждает военный.
По его словам, «все это хозяйство захирело в Казачьей бухте», когда после развала СССР перешло к Украине. С тех пор как Россия присоединила Крым в 2014 году, проект снова заинтересовал российский флот.
«Я так понимаю, что мы к этой теме вернулись. Это ПДСС, это разные средства охраны и геолокации. Ну а дельфины — они хорошее подспорье, как, в общем-то, собака на границе», — считает Дандыкин.
Он отметил, что боевых дельфинов используют не только в России, но и, например, в США. «Дельфины — это чрезвычайно умные животные и они могут решать эти задачи», — заключил военный эксперт.
Против морских дронов бессильны
Боевые дельфины в Крыму могут использоваться для минирования, обнаружения боевых пловцов и атаки на них, но против подводных дронов они бессильны, рассказал NEWS.ru сопредседатель Союза ветеранов боевых служб ВМФ Виктор Блытов.
«Мне кажется, это [использование боевых дельфинов против морских беспилотников] какая-та ерунда. Да, боевых дельфинов обучают, но отряды береговой обороны более эффективны, ведь они могут взять в руки оружие и использовать противодиверсионные гидроакустические станции», — пояснил он.
Засекреченная тема
У защитников морских животных и экологов нет информации о том, что происходит с дельфинами на военно-морских базах, сказала RTVI директор Научно-экологического центра спасения дельфинов «Дельфа» Татьяна Белей.
«Мы просто не знаем, что именно там [у военных] происходит. Есть вещи, которые мы знаем четко, а здесь тема закрытая совершенно», — сказала Белей, которая является специалистом по взаимодействию с дикими дельфинами и китами в их естественной среде обитания.
«Естественно, любое содержание диких животных в неволе — это ничего хорошего», — считает она.
Что известно о советских экспериментах
Как писал в 2015 году журнал «Военное обозрение», в Советском Союзе военные дельфинарии были не только в Крыму, но и на Кольском полуострове, и в дальневосточной бухте Витязь. Самым успешным в плане практической работы был Научно-исследовательский океанариум ВМФ СССР в Казачьей бухте Севастополя.
Издание подчеркивало, что местных дельфинов не обучали убивать людей.
«Животные были просто не в состоянии отличить своего аквалангиста от вражеского и могли легко напасть не на того. Помимо этого практика показала, что эти добродушные и очень общительные животные испытывали очень сильный стресс, если во время тренировок причиняли вред человеку», — говорилось в статье.
По данным издания, главной задачей дельфинов при охране акватории и обнаружении пловцов-диверсантов было сорвать с них ласты, маску и вытолкнуть на поверхность. В это время с берега выходил быстроходный катер со спецназовцами, который должен был подобрать нарушителя.
Бывший руководитель океанариума в Казачьей бухте во второй половине 1980-х Александр Жбанов говорил, что с дельфинами работали по трем направлениям: поиск и спасение (помощь водолазам при их работе), поиск мин и борьба с диверсантами.
Он рассказывал, как происходил поиск мин: «Дельфин шел за катером и сканировал [своим природным] эхолокатором грунт. Когда он обнаруживал мину, нажимал на рычаг. Затем он должен был обозначить мину. Дельфину надевали специальный намордник, он нырял к мине и устанавливал возле нее метку».
По словам Жбанова, во время практических соревнований дельфины опережали в поиске мин тральщиков, которые использовали гидролокационные станции. Это направление проекта, как и спасательные операции с помощью дельфинов, были признаны успешными.
Гораздо сложнее оказалось использовать дельфинов против диверсантов, признавали бывшие руководители океанариума. Дельфин, находясь в специальной клети, должен был сканировать вход в Севастопольскую бухту и нажимать на рычаг при обнаружении пловца (для тренировок в километре от входа в бухту сбрасывали водолаза). В 90% случаев животное справлялось, но у системы было много уязвимостей, и ее нельзя было считать надежной, сказал Жбанов.
Экс-руководитель пояснил, что если обучать дельфина реагировать на разные виды пловцов, а не только с ластами или с буксиром, то он будет реагировать на любое движение, в том числе на диких дельфинов или севших на воду чаек.
Другой бывший глава океанариума в первой половине 1990-х Виталий Юрганов добавил, что у дельфинов бывают перепады настроения и стрессы, при этом у каждого свой характер, почти как у людей. Некоторые, к примеру, могли нажимать на рычаг «ради игры» или «от скуки».
Жбанов и Юрганов подтвердили, что дельфинов не задействовали для уничтожения вражеских пловцов. По словам Юрганова, в Севастополе велись эксперименты, когда на нос дельфину цепляли пистолет, который срабатывал при контакте с пловцом. Но оружие никогда не применялось против человека, заверил он.
Боевые дельфины в Крыму после 2014 года
После того, как Россия присоединила Крым весной 2014 года, в Севастопольском океанариуме выразили готовность снова тренировать дельфинов, а также морских котиков в интересах ВМФ России по новым программам подготовки, сообщало «Военное обозрение». В сентябре того же года и.о. губернатора Севастополя Сергей Меняйло заявил, что океанариум полностью переподчинен Минобороны России.
Само военное ведомство официально не объявляло о возобновлении проекта подготовки боевых дельфинов, хотя в 2016 году провело тендер на закупку пяти афалин за 1,75 млн руб.
В 2018 году военный обозреватель «Комсомольской правды» Виктор Баранец упомянул боевых дельфинов в статье о системе охраны Крымского моста.
«У Черноморского флота есть совершенно секретный объект — дельфинарий в севастопольской бухте Казачья, где еще с советских времен дельфинов готовили для охраны акватории и борьбы с диверсантами. Не так давно провели госзакупку пяти афалин, которые лучше всего поддаются дрессировке», — писал Баранец.
В октябре 2022 года старший преподаватель кафедры океанологии географического факультета МГУ Сергей Мухаметов подтвердил, что боевые дельфины занимаются «противодиверсионной работой» и могут охранять вход в Севастопольскую бухту.
18 октября 2023 года официальная газета британского королевского флота Naval News написала, что российские военные якобы установили новые загоны для боевых дельфинов в районе поселка Новоозерное на северо-западе Крыма, выше Евпатории. Это ближе к линии фронта в российско-украинском конфликте и совпадает по времени с усилением активности украинского спецназа в северной части Черного моря, говорится в статье.
Издание считает, что загоны не похожи по форме и размерам на устричные фермы, хотя и находятся вблизи одной из них. Как рассуждает газета, дрессированных дельфинов готовят для защиты от рейдов спецназа ВСУ на военные объекты вдоль побережья и попыток захвата буровых платформ. Минобороны России об этом не сообщало и публикации не комментировало.