После того, как стало известно о том, что департамент медиа Высшей школы экономики (НИУ ВШЭ) возглавит работник ВГТРК и ведущей программы «Вести» Эрнест Мацкявичюс, студенты вуза решили собрать петиции против назначения сотрудника государственного телеканала — об этом, в частности, сообщается в студенческой группе в социальных сетях, а также пишет SOTA (учредитель издания признан иностранным агентом). Студентам не нравится, что ранее Мацкявичюс призывал к производству явно пропагандистского, а не журналистского контента.

«Мы считаем, что человек с такой позицией не может руководить одним из крупнейших департаментов, выпускающих будущих сотрудников медиа», — говорится в тексте петиции.

Студенты собираются подписывать документ против Мацкявичюса 30 мая, в корпусе Вышки на Хитровке. Однако, как рассказали SOTA студенты вуза, руководство университета всячески пытается помешать сбору подписей и срывает листовки, расклеенные по корпусу, в которых говорится, куда нужно прийти, чтобы выразить свое несогласие с назначением Мацкявичюса.

Приход Мацкявичюса

О том, что Мацкявичюс станет руководителем департамента медиа в ВШЭ, ранее сообщили источники изданий «Новая газета. Европа» и «Медиазона»*. Сам Мацкявичюс пока публично не комментировал информацию о том, что он станет руководителем департамента. Однако его назначение на эту должность фактически подтвердила преподавательница департамента медиа, журналистка Светлана Сорокина, которая 27 мая написала в своих социальных сетях, что не будет продлевать контракт с Вышкой из-за прихода Мацкявичюса.

«Мацкявичюс теперь будет руководить департаментом медиа! Вспомнился старый анекдот, который заканчивается словами: да, не таким представлял себе Карабас-Барабас свой театр… Впрочем, это представление я уже посмотрю со стороны», — написала она.

Впоследствии новость о том, что Мацкявичюс станет руководителем департамента, вышла на сайте университета.

Что не нравится студентам

Студентов, в первую очередь, не устраивают прошлые заявления Мацкявичюса. В частности, в 2015 году работник ВГТРК заявил, что он отказался от общепризнанных стандартов международной журналистики после того, как в мире началась «новая холодная война». Мацкявичюс считает, что настало время другой — «мобилизационной журналистики».

«Давайте вспомним, какой журналистика была в 1942 году [во время Великой отечественной войны — прим. RTVI], она давала обе точки зрения, предоставляла слово и той, и другой стороне? <…> Давайте сначала отобьемся, а власти на ее косяки будем указывать потом», — говорил Мацкявичюс. Он также подчеркивал, что современные работники медиа находятся «в условиях информационной войны».

Впрочем, вопросы к профессионализму Мацкявичюса задают не только студенты — например, журналистка и в прошлом ведущая программы «Россия-1» Фарида Курбангалеева рассказала, что Мацкявичюс, будучи преподавателем, крайне не эффективен.

«Ходят слухи, что Эрнест Мацкявичюс возглавит Департамент медиа Высшей Школы Экономики. От этой новости я расхохоталась в голос. Несколько лет назад и я, и Мацкявичюс преподавали тележурналистику и мастерство телеведущего в одном частном московском ВУЗе.

У Эрнеста была специфическая авторская методика: он месяцами учил своих студентов говорить «Добрый вечер!» — строго в определенной интонации и на особо низких частотах. Только тот, кто освоит этот навык, утверждал именитый педагог, сможет пройти адские кастинги на телеке и стать звездой экрана. [студенты говорили] «добрый вечер», «добрый вечер», «добрый вечер», «добрый вечер». Иногда в ход ещё шли распевки “Во поле берёза стояла” и “Выйду я с конём” — необходимые для того, чтобы “обрести опору в голосе”.

Через пару-тройку месяцев учащиеся понимали, что происходит какая-то дичь: курс всего-то чуть больше года, время идёт, а кроме “доброго вечера” ничего не наступает. В итоге студенты шли в учебную часть и умоляли перевести их к другим преподавателям. Только ко мне от Мацкявичюса перебежала пара групп, и от этих воспоминаний многие до сих пор заходятся в истерическом смехе», — вспоминает журналистка.

О бесполезности курсов Мацкявичюса в беседе с «Новая газета. Европа» рассказывал и студент журналистики ВШЭ Семен Башкиров.

«На самом деле, Мацкявичюс вел у меня курс телеведущего, и не могу сказать, что это было сильно полезно с практической точки зрения, потому что это выглядело скорее как публичные токи [разговоры]. Мы просто приходили на пары, общались про его опыт, он нам рассказывал про то, как брал различные интервью, как держался в кадре. Пару раз мы почитали с суфлера, тренировали интонацию, однако 90% времени занимали именно разговоры с Мацкявичюсом о его карьере, его жизни», — рассказал он.

*издание признано в России иностранным агентом