Китайская Alibaba и другие акционеры прекратили финансирование «Алиэкспресс Россия» после начала вооруженного конфликта на Украине. Из-за этого компания не успела создать в России необходимую инфраструктуру и была вынуждена сократить по меньшей мере половину сотрудников, пишет The Bell со ссылкой на трех собеседников на рынке, знакомых с ситуацией внутри компании.

По данным издания, помимо Alibaba, на долю которой приходится 47,85% «Алиэкспресс Россия», к акционерам компании также относятся холдинг USM Алишера Усманова (24,3%), VK (15%) и Российский фонд прямых инвестиций (12,8%). От них, по данным The Bell, в прошлом году компания получила «$400 млн — это около 30 млрд рублей по курсу на тот момент». В этом году «Алиэкспресс Россия» «планировала вложить в развитие порядка 20 млрд рублей».

Решение о прекращении финансирования первым из акционеров, еще в конце 2021 года, принял VK, новые владельцы которого «Согаз» и Газпромбанк стали избавляться от активов, не связанных с медиа. После 24 февраля это же сделала и Alibaba. Причем сначала, по словам собеседников издания, речь шла о необходимости «включить режим тишины», а после этого в китайской компании уже «без всяких ссылок на политику» сообщили, что инвестировать в «Алиэкспресс Россия» «больше не будут».

«Alibaba — публичная компания, она торгуется на нью-йоркской фондовой бирже, имеет много взаимосвязей с американским рынком и институтами. Никто убиваться за российский проект не будет», — рассказал один из собеседников The Bell.

Вслед за китайцами развивать компанию отказались оставшиеся акционеры — USM и РФПИ, которым «стало не до этого», поскольку обе компании попали под санкции. Впрочем определяющую роль в этом решении сыграл именно уход Alibaba, пишет издание, уточняя, что ни одна российская компания («Алиэкспресс Россия», VK, РФПИ и USM) не стала комментировать эту тему, а Alibaba не ответила на запрос.

Из-за прекращения финансирования «Алиэкспресс Россия» не только свернула все планы по развитию, но и сократила с 24 февраля «более чем на 50%» штат сотрудников. Всего, по данным The Bell, работу потеряли до 700 человек, при том, что до начала военных действий на Украине в компании насчитывалось около тысячи работников. В этих условиях конкурировать с российскими маркетплейсами, такими как Wildberries, Ozon и «Яндекс» компания вряд ли сможет, предполагают источники издания. Поэтому в самом «Алиэкспрессе» «в будущее смотрят без всякого оптимизма».

Во-первых, без инфраструктуры невозможно организовать быструю доставку — одно из главных преимуществ на рынке. Вторым ударом стал «спешный переход российских маркетплейсов на параллельный импорт», на который сам «Алиэкспресс» не может пойти из-за той же Alibaba.

«Китайцы никогда не решатся на параллельный импорт в компании, где они главный акционер. Ведь с точки зрения условного Apple это прямое нарушение их интеллектуальных прав», — пишет The Bell со слов источника.

Впрочем, сообщает издание, «сворачиваться, закрываться или продаваться компания не будет», хотя «в нынешнем виде она может существовать в лучшем случае работая „в ноль“», постепенно проигрывая долю рынка конкурентам.

5 октября правительство России ограничило доступ к информации о движении маркируемых товаров правообладателям, чью продукцию можно ввозить в страну в рамках параллельного импорта. Такое постановление подписал премьер-министр Михаил Мишустин, обратил внимание RTVI. Это сделано для того, чтобы ушедшие с российского рынка иностранные производители не смогли наложить санкции на компании, перепродающие их товары российским импортерам.