Генпрокуратура потребовала передать в собственность государства три завода Челябинского электрометаллургического комбината (ЧЭМК), ссылаясь на то, что проведенная в 1990-е годы приватизация была незаконной. Об этом пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на иск ведомства об истребовании акций предприятий группы ЧЭМК, поданный в Арбитражный суд Свердловской области.

Позиция Генпрокуратуры

Надзорное ведомство подало иск к акционерному обществу (АО) «Эталон», которому принадлежат заводы ЧЭМК, и его владельцам Юрию и Людмиле Антиповым.

В иске идет речь о трех предприятиях ЧЭМК:

  • Серовский завод ферросплавов,
  • Челябинский электрометаллургический комбинат,
  • Кузнецкий завод ферросплавов.

В начале февраля суд арестовал акции, движимое и недвижимое имущество этих заводов. Как отмечает Генпрокуратура, это крупнейшие в России производители ферросплавов (используются при изготовлении высококачественной стали для военной техники, жароупорных авиационных двигателей, ударопрочных стволов вооружений и бронебойных снарядов).

Как указывает Генпрокуратура, активы трех челябинских заводов были выведены за границу для «нанесения ущерба национальным интересам, обороне и безопасности страны».

В иске утверждается, что предприятия ЧЭМК наряду с оборонными предприятиями входили в «тесно связанную кооперационную группу <…> по выпуску систем и элементов вооружения». При этом, согласно Программе приватизации (1992), решения об акционировании и передаче заводов в частную собственность выносило правительство России. В отношении челябинских заводов кабмин такого решения не принимал, указывается в иске.

Серовский завод ферросплавов
MrDeved / Wikimedia Commons (CC BY-SA 3.0)

В частности, по информации Генпрокуратуры, приватизация Серовского завода ферросплавов была утверждена Свердловским областным комитетом по управлению госимуществом, который «явно действовал с превышением полномочий». К концу 1990-х комитет и областной фонд имущества распределили 100% акций предприятия, отмечается в иске.

Кроме того, в феврале 2023 года Юрий Антипов, владеющий 100% акций ЧЭМК, оформил активы группы на АО «Эталон», принадлежащее ему и его семье. Результатом этого решения стало то, что три завода, «представляющих стратегическое значение для обеспечения обороны и безопасности страны», попали «под контроль резидентов недружественных государств», утверждает Генпрокуратура. В частности, в их числе оказалась канадско-швейцарская RFA International, которая является трейдером челябинского комбината.

Выпускаемая на предприятиях ЧЭМК продукция, которая предназначена для производства вооружений и боеприпасов, «по заниженной стоимости вывозится в США, Францию и Великобританию», нанося «ущерб национальным интересам», подчеркивает Генпрокуратура. Эти страны ведут «агрессивную политику в отношении Российской Федерации» и поставляют оружие на Украину, отмечает истец.

«При этом активы предприятий Антипов Ю. В. и связанные с ним лица выводят на свои счета под видом дивидендов и получаемых от заводов займов»,— говорится в иске.

Позиция ЧЭМК

В свою очередь, в ЧЭМК заявили, что промышленная группа не входит в структуру военно-промышленного комплекса. В холдинге настаивают на том, что выпущенные на челябинских заводах ферросплавы поставляются российским металлургическим предприятиям, после чего те самостоятельно принимают решение об отправке стали оборонным заводам.

АО «ЧЭМК»

Гендиректор ЧЭМК Павел Ходоровский заявил, что приоритет комбината — внутренний рынок. По его словам, в то же время холдинг вынужден искать потребителей и за рубежом с целью сохранения рабочих мест.

Данные о попадании российских предприятий под контроль недружественных стран в ЧЭМК сочли «неоднозначными».

«Ферросплавщики ведут внешнеэкономическую деятельность, поставляя свою продукцию в том числе и в США, активно взаимодействуя с западными металлотрейдерами. И точно так же поступают абсолютно все отечественные промышленники — металлурги, машиностроители и производители иной продукции, которая идет на экспорт. У современного бизнеса просто нет другого выбора», — пояснили в холдинге.

Приватизация челябинских заводов в 1990-е проходила по той же схеме, что и «абсолютно во всех регионах России со всеми промышленными предприятиями», настаивают в ЧЭМК. Однако «»ошибки» выявлены спустя 32 года только у ЧЭМК, СЗФ и КФ», заметили в компании.