Узбекский Оборонпром (структура Минобороны) привлек американскую компанию Ecology Mir Group для закупок военной продукции из Соединенных Штатов, следует из базы данных Минюста США. В конце 2022 года Вашингтон объявил о передаче Узбекистану и Таджикистану 46 военных самолетов и вертолетов, а также направил Ташкенту военные машины Polaris MRZR.

Агентство оборонной промышленности при Минобороны Узбекистана воспользуется услугами зарегистрированной в штате Вирджиния компании Ecology Mir Group, которую привлекут для «приобретения оборонной продукции из Соединенных Штатов Америки».

«Ecology Mir Group — компания с хорошей репутацией, доказавшая свою способность поставлять качественную продукцию для Агентства оборонной промышленности при Министерстве обороны Республики Узбекистан. Агентство оборонной промышленности признало важность закупок оборонной продукции в Соединенных Штатах Америки и уполномочило Ecology Mir Group делать это от своего имени», — следует из документа, опубликованного в базе данных министерства юстиции США, которая пополняется в рамках «Акта о регистрации иностранных агентов» (FARA).

В качестве консультанта по вопросам закупок вооружений госструктуры Узбекистана наняли американского гражданина Адхама Юсупова, следует из документа. Он окажет узбекским госструктурам «консультации и помощь в приобретении иностранной оборонной продукции и помощь с энергетическими проектами», уточняется в базе данных.

Какую именно военную продукцию Узбекистан намерен закупать в США, в документах не уточняется.

Зачем Узбекистану вооружения из США

Узбекистан имеет тесные отношения с Россией и является ее союзником, но уже длительное время получает вооружение и военную технику из США, констатирует директор Центра комплексных европейских и международных исследований Василий Кашин. «В основном речь идет о безвозмездной передаче военного имущества, освободившегося после вывода американских войск из Афганистана», — сказал он RTVI.

При этом Узбекистан, как и другие страны региона проводит политику диверсификации в сфере военно-технического сотрудничества, заметил Кашин. Эта политика предполагает закупку значительных партий вооружений и военной техники не только в России, но также в Китае и на Западе. «В частности, в Китае [Ташкентом] закупались такие дорогостоящие системы, как зенитные ракетные комплексы HQ-9 — это китайский аналог С-300, а также беспилотные летательные аппараты», — объяснил Кашин.

Хотя Ташкент еще с 2000-х относится к Вашингтону с долей недоверия, ему тем не менее нужны иностранные инвестиции и технологии, которые могут прийти в том числе из США, объяснил эксперт.

При этом Вашингтон предпринимает шаги, чтобы снизить недоверие со стороны стран центральной Азии. «Поскольку США сейчас активизируют свою политику в Центральной Азии в рамках своей политики противодействия Китаю и России, они готовы идти на определенные шаги для развития своих отношений со странами региона», — уточнил Кашин.

Узбекистан рассматривает возможности приобретения американской военной техники, возможно даже по сниженным ценам, отметил Кашин. Поскольку в представленном документе FARA упоминается об энергетической инфраструктуре, возможно, в закупки компании будут включены беспилотники, охранные системы, либо специальное вооружение и оснащение для подразделений по охране стратегических энергетических объектов, допускает политолог.

Решения, которые предпринимает Узбекистан — рациональное поведение средней державы, которая использует геополитическую ситуацию для получения максимальных выгод от сотрудничества с соперничающими великими державами, отметил эксперт. «О каких-либо поворотах в политике [Ташкента по отношению к Москве] это, на мой взгляд, не говорит», — подытожил Кашин.

В 2023 году США экспортировали в Узбекистан военной продукции на сумму в $9,7 тыс., в 2021-м — на сумму в $26,8 тыс., следует из данных Бюро переписей США (Census Bureau).