На зонде JUICE, запущенном европейцами для исследования ледяных спутников Юпитера, изначально должен был стоять российский прибор для изучения криовулканизма, разработанный в Московском физико-техническом институте. Однако его разработка прекратилась после 2014 года, рассказал RTVI руководитель Лаборатории прикладной инфракрасной спектроскопии МФТИ Александр Родин.

В 2014 году МФТИ обещал создать для запущенного 14 апреля к Юпитеру европейского аппарата JUICE (JUpiter ICy moon Explorer) детектор для изучения свойств атмосферы планеты и состава океанов его спутников , однако межпланетный зонд в своем составе не имеет российских приборов. Терагерцовый гетеродинный детектор должен был стать одним из элементов cубмиллиметрового спектрометра SWI на борту аппарата и определять состав океанов спутников Юпитера Европы и Ганимеда под многокилометровой толщей льда на их поверхности.

«Руководителем прибора SWI является Пауль Хартог из Института Макса Планка по исследованию Солнечной системы (Германия). Пауль мне предложил тогда, чтобы Россия приняла участие в этом детекторе. За него бралась группа Гольцмана из Московского пединститута. Эта команда с нашим участием принялась за разработку детекторной части прибора. На сам прибор SWI нам не хватило бы ни компетенции, ни денег, ничего. Это один из самых дорогих научных приборов в истории космических исследований. Эта область субмиллиметровая, она вообще чрезвычайно дорогая, но очень интересная. Поэтому, конечно, нам было интересно с относительно небольшими затратами войти, что называется, в первую лигу и поиграть в эту игру со взрослыми. — рассказал RTVI Александр Родин, руководитель Лаборатории прикладной инфракрасной спектроскопии МФТИ. — Мы «приземлили» группу Гольцмана в МФТИ и даже получили какое-то финансирование на развитие этого проекта. Головным исполнителем должен был быть Физтех».

По словам Родина, в 2013-14 годах Роскосмос возлагал большие надежды на сотрудничество с европейскими партнерами по созданию детекторов в микроволновой области спектра. С помощью российского прибора планировалось изучать криовулканизм на спутниках Юпитера — выбросы пара через трещины в ледяном панцире.

В рамках работ по детектору были изготовлены некоторые экспериментальные образцы, но это было исключительно инициативой российских ученых, поскольку официального соглашения между Роскосмосом и Европейским космическим агентством подписано не было. А после 2014 года, когда Запад начал вводить санкции против России из-за присоединения Крыма, работа по прибору прекратилась.

«Европейцам со стороны (российских) должностных лиц были направлены определенные письма, на которые европейцы просто не ответили. Это было после 2014 года. Очевидно, что там была политическая мотивация», — сказал Родин, отметив, что сейчас его лаборатория занимаемся в основном прикладными работами, в том числе приборами для беспилотников. «Задач много. Понятно, что у страны сейчас есть задачи поважнее, чем исследования Юпитера и Венеры», — добавил ученый.