Действия Японии по повышению своего военного потенциала представляют долгосрочный вызов для безопасности российских дальневосточных рубежей, заявил в интервью RTVI директор третьего департамента Азии МИД России Николай Ноздрев.

По словам дипломата, действия нынешней администрации Японии указывают на «однозначный отказ от проповедовавшейся в течение десятилетий политики так называемого мирного развития», а сейчас предпринимаются конкретные усилия по переводу Японии на «рельсы милитаризации», считает Ноздрев. Об этом свидетельствует в том числе новые документы в сфере безопасности и обороны и мероприятия по техническому переоснащению сил самообороны стран, отметил он.

«Закупаются принципиально новые виды вооружений, скажем, ракетного — то, что представляет, на наш взгляд, очень серьезный вызов для всех соседей Японии. Параллельно был запущен новый механизм официальной помощи в области безопасности. Фактически эта инициатива нацелена на то, чтобы либерализовать принципы передачи экспорта вооружений за рубеж», — сказал российский дипломат.

Это представляет долгосрочный вызов — «как для безопасности наших дальневосточных рубежей, так и в целом для ситуации со стратегической стабильностью в Азиатско-Тихоокеанском регионе», считает Ноздрев. При этом заявления об оборонительном характере действий Японии малоубедительны «в силу прежде всего несамостоятельности политики Японии, которая действует по воле основного заокеанского союзника, конкретно США», сказал он.

В ноябре 2022 года премьер-министр Японии Фумио Кисида поставил задачу нарастить к 2027 оборонные расходы ВВП до 2%. В декабре того же года в Японии была принята новая стратегия национальной безопасности и национальная стратегия в области обороны. В документах впервые открыто говорятся об обретении ударного потенциала, который позволил бы Японии наносить ракетные удары по базам противника в случае подготовки нападения на Японию.