Сотрудничество Молдовы с НАТО и Евросоюзом «начинает постепенно переходить в практическую фазу» и вызывает обеспокоенность в МИДе, но говорить об угрозах со стороны Кишинева или вероятности разрыва отношений с этой страной не приходится, сказал RTVI директор Второго департамента стран СНГ МИД России Алексей Полищук.
«В начале января 2023 года в республику из Германии прибыла первая партия бронетранспортеров “Пиранья”, в прошлом году по линии Европейского фонда мира было выделено €40 млн на покрытие расходов, связанных с предоставлением Молдавии нелетального военного оборудования. Подобные факты, конечно, вызывают у нас обеспокоенность», — отметил Полищук.
Тем не менее говорить о каких-либо угрозах безопасности России «было бы неверным», учитывая, что потенциалы сторон «несопоставимы», подчеркнул Полищук. По его словам, западная военная «помощь» Кишиневу «подрывает безопасность самой Молдавии». «Мы неоднократно обращали внимание Кишинева на то, что накачивание той или иной страны западными вооружениями или размещение на ее территории западных военных контингентов делается исключительно в интересах стран Запада и, как показывает новейшая история, зачастую дорого обходится получателям такого «содействия»», — заявил глава Департамента.
В январе 2023 года президент Молдовы Майя Санду заявила, что республика попросила у своих союзников системы противовоздушной обороны (ПВО). Это произошло после падения на территории страны обломков ракеты — третьего после начала обстрелов территории Украины. Санду также допустила отказ Молдовы от нейтралитета ради членства в военном альянсе.
2 февраля глава МИД Сергей Лавров заявил, что на роль «следующей Украины» Запад «приглядывает» Молдову, что в молдавском МИДе посчитали «угрожающей риторикой». После президент Молдовы Майя Санду допустила референдум о пересмотре нейтрального статуса страны, аргументировав заявление тем, что страна должна быть в состоянии обеспечить свою безопасность, хотя пока и не подвергается прямым военным угрозам из-за конфликта на Украине.
Алексей Полищук исключил сценарий разрыва отношений Москвы и Кишинева, поскольку не отвечал бы «интересам ни России, ни Молдавии, ни народам наших стран, которые связаны общей историей, культурой и духовными традициями». «Мы открыты к конструктивному и прагматичному диалогу с Молдавией в интересах наших граждан», — сказал он.