Комитет по социальной политике Санкт-Петербурга не обнаружил нарушений в работе психоневрологического интерната (ПНИ) №10, где от истощения умерли семеро подопечных учреждения. Об этом рассказал заместитель главы комитета города по социальной политике Александр Любимов.

По его словам, власти Петербурга провели 16 проверок работы ПНИ №10 и установили, что смерти семи человек, о которых в апреле 2023 года сообщила правозащитница и учредительница благотворительного фонда помощи хосписам «Вера» Нюта Федермессер, «с деятельностью учреждения не совпадает, не от этого все это происходило».

Тем не менее уголовное дело, возбужденное против директор ПНИ №10 Ивана Веревкина не закрыто, Следственный комитет продолжает расследование.

«Они прожили в учреждении от трех до пяти лет с множественными физическими и умственными нарушениями. Это очень большой срок. Если бы они умерли на следующий же день и все за раз, то можно было бы что-то говорить, но нет. Так всегда происходит. Это большая боль для нас, мы каждого человека тянем до последнего. Были ли нарушения? Следствие разберется, но пока я не вижу там чего-то такого», — заявил Любимов.

Президент благотворительной организации «Перспективы», которая помогает подопечным психоневрологических интернатов, Мария Островская раскритиковала слова Любимова. По ее информации, как минимум два из семи погибших подопечных пробыли в интернате менее полутора лет.

«Дело-то не закрыто, но Александр Борисович [Любимов] считает, что когда люди истощены и умирают за три-пять лет — это просто замечательно! К этому и будем стремиться в комфортабельных ПНИ! И даже тут неправда: двое подопечных не прожили и этих «счастливых» трех лет в ПНИ №10», — написала она на своей странице во «ВКонтакте».

Островская также сообщила, что на самом деле в Петербурге началась работа, которая должна улучшить положение подопечных ПНИ. Власти города создали рабочую группу по реформированию интернатов и созданию альтернатив стационарному размещению людей с ментальной инвалидностью, в которую входят в том числе и представители общественных организаций, включая «Перспективы». Более того, рабочая группа уже создала дорожную карту реформирования интернатов, однако результаты общей работы, по мнению Островской, на пресс-конференции были искажены.

«Город, в котором идут реальные инновационные процессы и который действительно приступил к планированию реформирования психоневрологических интернатов, выступил в публичном пространстве с набором циничных и некомпетентных заявлений, каждое из которых может разойтись на мемы», — объяснила она.

Островская раскритиковала недостаточную компетентность Александра Любимова в вопросе работы группы. Она отметила, что на пресс-конференции зампред комитета по социальной политике упростил систему социального сопровождения и обеспечения до «системы ухода», поделил жителей интерната «на агнцев и козлищ, объявляя недееспособных теми, кто нуждается только в кормлении и смене памперсов <…>, а других, дееспособных, считает возрастной группой «трудоспособного возраста» и обозначает их как «работающих»».

«Только последние достойны сопровождаемого проживания, которое, вопреки действующему законодательству, он считает самостоятельным. Хотя в федеральном законодательстве уже закреплено, что сопровождаемое проживание — это комплекс мер, обеспечивающих проживание дома людей, неспособных жить самостоятельно без посторонней помощи. Как раз тех, кого Александр Борисович обрек на памперсы и питание, поскольку им ничего другого не нужно. Или в крайнем случае — в семью. Хотя речь идет о взрослых людях с инвалидностью, а для взрослых людей нормальным считается жизнь вне родительской семьи», — написала Островская.

Также она обратила внимание на то, что Любимов заявил о том, что оптимальными условиями проживания для подопечных ПНИ будут интернаты на 300 человек, где в комнате будет помещаться не более, чем два человека. Однако одно место в таком новом ПНИ, по словам Островской, обойдется бюджету «дороже, чем покупка однокомнатной квартиры на открытом рынке».

«В общем, если реформой будет руководить Александр Борисович Любимов, она превратится в строительство комфортабельных ПНИ, и это будет позор Петербурга. А если флагманом реформы станет ПНИ № 10 с директором, на которого СК еще не закрыл уголовное дело, это будет совсем интересно», — заключила Островская.

Что произошло в ПНИ №10

В апреле 2023 года правозащитница Нюта Федермессер написала в своем телеграм-канале о том, что в Санкт-Петербургском психоневрологическом интернате №10 за последнее время умерли от истощения как минимум семь подопечных. Некоторых из них, по словам Федермессер, можно было спасти, если бы им начали оказывать необходимую помощь и уход. Благотворительная организация «Перспективы» обращалась в Общероссийский народный фронт за полтора года до этого с жалобами на «состояние крайнего истощения у проживающих в отделении милосердия» этого интерната.

Федермессер также утверждала, что ПНИ №10 не может заботиться о своих подопечных должным образом из-за нехватки персонала. Она также предупреждала, что в стенах интерната остаются несколько детей-сирот с крайне низкой массой тела, «которые умрут, если с ними рядом не будет постоянных заботливых рук«.

После обращения Нюты Федермессер прокуратура Санкт-Петербурга и Росздравнадзор заявили, что начали проверки. Прокуратура позднее сообщала, что не нашла нарушений условий содержания воспитанников ПНИ, однако обнаружила нарушения правил пожарной и пищевой безопасности.