В апреле в России добыча нефти и конденсата упала на 960 тыс. баррелей в сутки, составив в итоге 10,4 млн баррелей в сутки, что является минимумом с ноября 2020 года, говорится в докладе Международного энергетического агентства (МЭА). В отчете указывается, что эта цифра может уменьшиться до 9,6 млн баррелей в сутки, что станет минимумом с 2004 года. Опрошенные RTVI эксперты называют цифры прогнозируемыми и отмечают, что ничего критичного в ситуации нет, скорее наоборот.
Мнение профессора РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина, исполнительного вице-президента нефтесервисной компании «НьюТек Сервисез» Валерия Бесселя
Ситуация с сокращением добычи нефти лишь играет на руку России, отметил нефтяник. Он напомнил, что прибыль от добычи топлива складывается из полученной выручки за вычетом затраченных на саму добычу средств.
«То есть чем больше мы тратим денег на добычу, тем меньше у нас прибыль. Учитывая, что западные страны сами создали искусственный дефицит нефти, цена на нее выросла. Если бы год назад нам кто-то сказал, что нефть будет стоить по $106 за баррель, мы бы рассмеялись этому эксперту в лицо. Но благодаря этому наши расходы на добычу теперь падают, а выручка за счет высокой цены на нефть растет. Или, как минимум, не падает», — пояснил Бессель.
Кроме того, развивает мысль эксперт, нефтедобывающие компании могут привести в порядок свою инфраструктуру, вложить сэкономленные средства в переобучение людей, потому что специалисты всегда нужны, проанализировать стратегию развития и так далее. Без сомнения, это нельзя назвать минусом для отрасли, уверен нефтяник.
Он уточнил, что 9,6 млн баррелей в сутки, которые прогнозируют в МЭА, совпадают с ожиданиями участников рынка в России. При этом, продолжил профессор, сейчас в мире нет свободных запасов нефти, если не считать Канаду и Венесуэлу, где тяжелая нефть, для обычного рынка она не подходит.
«Странам, у которых небольшие запасы нефти, теперь приходится где-то искать танкеры, потому что не у всех есть возможность перевозить топливо в железнодорожных цистернах. И это приведет к новому росту цены на нефть, что, опять-таки, выгодно России», — отметил Бессель.
При этом уровень добычи нефти вряд ли сильно сократится, но все зависит от руководителей Евросоюза, добавил он. Если европейские политики действительно являются серьезными, прагматичными людьми, которых волнует судьба граждан, то никакого падения добычи топлива не будет, сказал эксперт.
«Но на самом деле все может быть, ведь человек такое существо, которое может внезапно сойти с ума. Вот наша страна взяла и сошла с ума в 90-х годах, когда развалилась великая держава. Но в любом случае без нефти человечество жить не может, иначе придется остановить весь транспорт. Человечество не может перестать ездить, летать, ездить на поездах. Так что отказ от нефти невозможен, в ином случае произойдет коллапс мирового уровня», — уточнил нефтяник.
Таким образом, для России даже снижение добычи является неплохим вариантом, подчеркнул Бессель. И если западные страны собственноручно создали такую ситуацию на рынке, то это их проблемы, уверен он, потому что российские поставщики могут торговать с Азией вместо Европы.
«Есть же Китай, Индия, Вьетнам, Индонезия и так далее. Они просто войдут на этот рынок и будут на нем работать. Мы, конечно, такой ситуации не ожидали, что цена на нефть возрастет. Год назад при цене $60 за баррель у нас слезы счастья капали из глаз. А сейчас $106. Но раз Евросоюз сам так хочет, то что теперь делать», — сказал Бессель.
Мнение председателя Совета директоров АО «Роснефтегазстрой», президента Союза нефтегазопромышленников России Геннадия Шмаля
Экс-заместитель министра строительства предприятий нефтяной и газовой промышленности СССР, один из создателей нефтегазового комплекса в Западной Сибири, отметил, что цифры, названные экспертами МЭА, вряд ли можно назвать критичными для России. Однако, чтобы картина была более полная, нужно разобраться с итоговой позицией Евросоюза в отношении поставок газа и нефти из России, подчеркнул Шмаль.
«У них по этому вопросу единства нет, та же Венгрия, Австрия выступают против. Конечно, какое-то снижение есть, но Россия все равно будет искать варианты поставок топлива на восток, я имею в виду Азиатско-Тихоокеанский регион, Китай, Корею, Вьетнам, Индию и так далее. Но такие вопросы за день не решаются, конечно», — сказал эксперт.
Вместе с тем России следует решить вопрос с созданием дополнительной инфраструктуры по переработке нефти, потому что мощностей пока в стране не хватает, уточнил он. Шмаль отметил, что Союз нефтегазопромышленников России (СНГПР) в свое время выступал за создание таких предприятий, но власти отказались, заявив, что это слишком дорого.
«А сейчас это бы очень пригодилось. Но мы этот вопрос тоже решим, как и обеспечение наших собственных хозяйств, предприятий по обеспечению моторного топлива. Возможности для устойчивой работы нашего нефтегазового комплекса есть», — сказал глава СНГПР.
Что касается роста прибыли за счет высокой цены на нефть при уменьшении затрат на добычу топлива, то это вопрос неоднозначный, подчеркнул Шмаль. В частности, следует учитывать, что цена действительно высокая на нефтяном рынке, но Россия предоставляет своим партнерам довольно ощутимую скидку из-за отсутствия нормальных логистических цепочек.
«Тем не менее цена нас вполне устраивает. И даже при снижении добычи топлива та цена, за которую мы продаем сегодня, является хорошей. Наш бюджет составлен из расчета $42 за бочку, а мы же имеем сегодня более $70, даже с учетом скидки. То есть ничего критичного для России в этих прогнозах нет», — резюмировал Шмаль.
Ситуация с поставками нефти в Европу
После начала военной спецоперации страны Запада на уровне правительств стали чаще говорить о том, что они собираются ввести эмбарго на нефть и газ из России. Однако некоторые страны Евросоюза, такие как, например, Германия, Австрия и Венгрия пока не готовы отказываться от российского газа из-за слишком большой зависимости от сырья из России. При этом США уже ввели эмбарго на российскую нефть. Ранее Reuters писало, что Берлин разрабатывает порядок действий на случай отмены поставок российских энергоносителей. По данным агентства, Германия опасается одностороннего разрыва Россией экономических отношений в сфере энергетики.
Также 10 мая источники в дипломатических кругах сообщили, что запрет на транспортировку нефти из России больше не входит в шестой пакет антироссийских санкций ЕС. По данным DPA, для принятия решения о включении этого положения в пакет санкций нужна дальнейшая координация на международном уровне, в том числе согласование в рамках G7.
Глава правительства Венгрии Виктор Орбан ранее заявил, что ни его страна, ни Европейский союз в целом не готовы к полному эмбарго на импорт нефти из России. По его словам, эти усилия потребуют времени и неизбежных инвестиций внештатного характера, которые по этой причине нельзя будет профинансировать на рыночной основе.