Аналитики Всемирного банка ожидают замедления роста азиатских экономик из-за перебоев в торговле и роста инфляции. В то же время у них есть возможности для смягчения последствий возможного кризиса глобальной экономики. По итогам 2022 года прогнозируется рост совокупного ВВП стран Азиатско-Тихоокеанского региона на 5%, говорится в докладе Всемирного банка.
Боевые действия на Украине и опасность новых волн COVID-19 являются главными рисками для роста китайской экономики в 2022 году, считают аналитики Всемирного банка. Из-за перебоев в торговле и рисков, связанных с COVID-19, рост ВВП Китая в годовом выражении по итогам этого года может оказаться примерно на 1,6 % ниже по сравнению с более ранним базовым прогнозом в 5,1%, отмечают экономисты. Снижение на 0,9% связано с изменением условий торговли, 0,3% приходится на замедление глобального роста, а оставшиеся 0,4% — на негативные последствия пандемии COVID-19 и связанные с ней ограничения.
У Китая есть возможности для смягчения негативного шока для экономики с помощью государственных расходов. Таким образом, базовый прогноз роста ВВП страны в 2022 году, по оценкам ВБ, составляет 5% — на 0,4% ниже, чем прогноз от октября 2021 года. Пессимистичный прогноз предусматривает рост ВВП Китая на 4%.
Китай – крупнейшая экономика Азии, на которую приходится 86% ВВП всего Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). В 2021 году китайская экономика выросла на 8% (предварительные подсчеты), в 2020-м – на 2,4%, в 2019-м – на 6%, следует из данных ВБ.
Развивающиеся страны Восточной Азии и Тихоокеанского региона включают в себя Камбоджу, Китай, Индонезию, Лаос, Малайзию, Монголию, Мьянму, Папуа — Новую Гвинею, Филиппины, Таиланд, Восточный Тимор, Вьетнам и острова Тихого океана.
|
Аналитики ВБ констатируют, что последствия боевых действий на Украине, связанные с этим санкции и ущерб цепочкам поставок окажут влияние и на другие развивающиеся азиатские страны. Как отмечают экономисты, напрямую большинство стран Восточной Азии и Тихоокеанского региона не зависят от торговли с Россией и Украиной или инвестиционного оборота с этими странами. Тем не менее последствия боевых действий, во-первых, ведут к росту цен на энергоресурсы и продовольствие, а, во-вторых, приводят к оттоку капиталов из азиатских стран, так как инвесторы стремятся минимизировать свои риски.
«Потрясения, вызванные <…> [спецоперацией] на Украине и санкциями против России, приводят к перебоям в поставках товаров, усугубляют финансовую нестабильность и замедляют глобальный рост», — отмечается в докладе ВБ. По оценкам аналитиков, с проблемами, в частности, столкнутся страны азиатского региона из числа крупных импортеров топлива (например, Монголия и Таиланд) или продуктов питания (Индонезия, Филиппины). Население этих стран почувствует снижение своих реальных доходов. Страны с большим долгом, такие как Лаос и Монголия, и высокой зависимостью от экспорта, такие как Малайзия и Вьетнам, подвержены глобальным финансовым потрясениям и снижению экономического роста.
В то же время, несмотря на трудности, экономики Восточной Азии и Тихоокеанского региона находятся в достаточно устойчивом положении, чтобы справиться с кризисом без катастрофических потерь, отмечается в докладе. Согласно подсчетам ВБ, экономический рост стран Восточной Азии и Тихоокеанского региона замедлится в 2022 году до 5%, что на 0,4% меньше, чем ожидалось в прогнозе от октября 2021 года. В 2021 году рост ВВП развивающихся стран АТР составил более 6%, в 2020-м — 1,4%, в 2019-м — 5,8%.
Рост ВВП Европы и Центральной Азии по итогам 2021 года составил 5,8% в годовом выражении, а в 2022 году рост замедлится до 3% (прогнозы ВБ от осени 2021 года). Соответствующие показатели для Субсахарской Африки — 3,5% и 3,6%, для Латинской Америки — 6,7% и 2,6%, для развитых экономик — 5% и 3,8%.