Член комитета Госдумы по обороне Андрей Гурулев 4 января заявил об отсутствии предпосылок для проведения новой волны мобилизации в России в ближайшие полгода. При этом начальник Главного управления разведки Украины Кирилл Буданов в конце декабря назвал даже точные даты, в которые, по его данным, Минобороны России может возобновить призыв резервистов — 5 или 9 января. Какие еще заявления по поводу продолжения мобилизации делали обе стороны конфликта в последние недели — в материале RTVI.

Украина

Президент Украины Владимир Зеленский 3 января в ходе вечернего обращения к украинцам заявил, что в России готовятся «новые мобилизационные процессы». Украинский лидер упомянул об этом, говоря о телефонных переговорах с премьер-министрами Канады, Нидерландов, Великобритании и Норвегии, которые он провел в тот день.

«Мы начали этот год сразу с того, что наиболее необходимо Украине именно сейчас — накануне тех новых мобилизационных процессов, которые готовятся Россией», — сказал Зеленский.

При этом он не уточнил, когда должны начаться эти «мобилизационные процессы».

Накануне Нового года глава Минобороны Украины Алексей Резников записал видеообращение к россиянам, в котором заявил, что в начале января российские власти закроют границы для мужчин, объявят военное положение и начнут массово рассылать повестки в рамках второй волны мобилизации. По словам главы украинского оборонного ведомства, границы также закроет Беларусь.

В тот же день Генштаб Вооруженных сил Украины (ВСУ) в своей ежедневной сводке сообщил, что в военкоматах Крыма уже якобы сформированы списки лиц, подлежащих мобилизации в январе. Однако никаких подтверждений этому Генштаб ВСУ не привел.

За день до видеообращения Резникова начальник Главного управления разведки Украины Кирилл Буданов дал интервью «Би-би-си», в котором, в частности рассказал, что российское руководство якобы приняло решение о начале новой волны мобилизации с 5 января 2023 года. Причина — нехватка живой силы для продолжения военной операции.

Россия

Российские власти, в свою очередь, утверждают, что никакой второй волны мобилизации не потребуется. В частности, в начале декабря на пресс-конференции в Бишкеке по итогам саммита ЕАЭС Владимир Путин, отвечая на вопрос о том, какие факторы могут повлиять на решение о дополнительной мобилизации, отметил, что «таких сегодня не просматривается». Он заверил, что речи о дополнительной мобилизации не идет. При этом президент не исключил возможной ротации внутри уже мобилизованных.

«Я же сказал, 300 тысяч было призвано в рамках мобилизации <…>: 150 тысяч находится в группировке, из тех, кто находится в группировке, только половина, чуть больше, 77 тысяч — в боевых подразделениях», — сказал Путин.

По его словам, «остальная половина или на вторых-третьих позициях — это фактически роль территориальных войск, либо занимается дополнительной подготовкой». «Еще 150 тысяч вообще не находятся даже в группировке, эти ребята находятся на полигонах и в учебных центрах. Это считается такой боевой резерв — половина всех мобилизованных, поэтому о мобилизации дополнительной сейчас речи нет никакой», — добавил российский лидер.

Выступая на коллегии Минобороны 21 декабря, Путин вновь заявил о «достаточном резерве» из мобилизованных для спецоперации.

В тот же день успокоить россиян поспешила и председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко. На пресс-конференции по итогам осенней сессии 2022 года она заверила, что второй волны мобилизации в России не будет. «Я вам честно скажу, как член Совета безопасности, говорю абсолютно искренне, эта тема ни разу не поднималась, не обсуждалась и ее сегодня нет вообще в повестке», — сказала она.

В свою очередь член комитета Госдумы по обороне Андрей Гурулев в интервью изданию «Чита.Ру» 4 января сообщил, что не видит предпосылок для новой волны мобилизации. По его словам, такой необходимости не будет как минимум полгода.

«Даже те, кого мобилизовали ранее, еще до конца не введены в сражение. Но и наша промышленность должна выйти на те рубежи, когда она будет в состоянии обеспечить очередную волну мобилизации. Мое мнение состоит в том, что в ближайшие полгода это просто неэффективно делать», — пояснил парламентарий.

Завершение частичной мобилизации

О начале частичной мобилизации в России президент Владимир Путин объявил 21 сентября. Глава государства утверждал, что призыву будут подлежать только те россияне, кто состоит в запасе, прежде всего служившие в армии, имеющие определенные военно-учетные специальности и соответствующий опыт.

На оперативном совещании с Советом безопасности Путин признал, что в некоторых случаях под мобилизацию попали те, кто ей не подлежит, и призвал исправить все ошибки. 10 октября он отметил, что «бестолковщины при мобилизации достаточно». Генпрокурор Игорь Краснов заявлял, что нарушения при проведении мобилизации выявлялись с первых дней ее проведения.

28 октября министр обороны России Сергей Шойгу доложил президенту России Владимиру Путину о завершении мероприятий по частичной мобилизации. Он отметил, что установленное задание по призыву 300 тысяч человек было выполнено, и заявил, что «никаких дополнительных заданий не планируется».

При этом Путин не подписывал указ о завершении частичной мобилизации. 1 ноября представитель Кремля Дмитрий Песков сообщил, что Путин спросил у юристов государственного правового управления администрации президента, нужно ли отдельно выпускать такой документ, и было решено, что необходимости в этом нет.

Глава комитета по конституционному законодательству Совета Федерации Андрей Клишас объяснял отсутствие соответствующего указа тем, что мобилизация не ограничивается призывом военных из запаса. «Это еще и большой комплекс мероприятий, это специальные правила для промышленности, определенный режим для органов государственной власти, публичной власти», — говорил он.

«Новая газета. Европа», в свою очередь, писала, что засекреченный седьмой пункт указа о мобилизации позволяет призвать до 1 млн человек. По данным «Медузы»*, в указе речь идет о призыве до 1,2 млн человек в период мобилизации. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков называл данные обоих изданий «ложью».

* СМИ признано в России иноагентом