О финансовом успехе и жизни знаменитостей в СССР рассказал автор первой советской рок-оперы «Орфей и Эвридика» Александр Журбин в программе «Час Speak» на канале RTVI

Как бы вы себя охарактеризовали, что для вас в вашей карьере самое главное?

Для меня самое важно то, что я self-made, пусть и звучит это нескромно. Я родился и вырос в Ташкенте, в простой семье, но все равно смог достичь много. Я пробил своей головой стену к высоким результатам. Я написал очень много музыки. У меня были и удачные произведения, и те, что остались в тени. Была у меня и легендарная рок-опера «Орфей и Эвридика». И даже сейчас на моих концертах в США мне приносят пластинки из 70-х и просят на них расписаться

Правда ли, что эта рок-опера стала одной из самых финансово успешных в СССР?

Да, но есть несколько деталей. Во-первых, она не называлась «рок-опера», потому что советская власть не выносила слово «рок». Тогда, поэтому и были всевозможные ВИА. В одной газете, когда писали об «Орфее и Эвридике», сказали, что это песня-опера. Во-вторых, почти сразу после написания оперы, мне удалось прославиться. Такого обычно не было в СССР, но мне удалось. Самое удивительное, что оперу до сих пор ставят

Как жил и чувствовал себя композитор в Советском Союзе? Были же подпольные рок-музыканты, а были певцы, обласканные властью. Где был Александр Журбин?

Я вовсе не был обласкан властью. Но к слову о финансовом успехе. У меня он был, но не очень долго. В СССР работало агентство, оно есть и сейчас, но под другим названием. Так это агентство платило музыкантам авторские отчисления. И за оперы платили мало, потому что играть их сложно, вот и играли их редко. И тут мою оперу играют по три раза в день. В Минске мы на стадионе играли по несколько раз в день. И тогда финансовый успех был сумасшедший. Авторскими я получал около 10-12 тысяч в месяц, при средней зарплате 120 рублей. Но это продолжалось недолго.

Тогда Минкульт издал указ, что оперу «Орфей и Эвридика» «оперой не считать», а попросили считать эстрадным представлением со сквозным сюжетом. Это уменьшило мои авторские, и больше я таких денег не получал

Такие отчисления позволили вам купить много квартир, машин и много путешествовать?

Да, я купил автомобиль, но что тогда можно было приобрести? Жигули. Квартиру купил. Но проблема была в том, что мне надо было раздать много долгов. В общем сильно я не разжился, хотя коллеги мне сильно завидовали, недоумевали, как я был недавно неизвестным, а тут меня знают все. И этот шлейф знаменитого и богатого тянется со мной до сих пор

Что знаменитые артисты могли делать с богатством в СССР?

Тогда у нас не было чего-то дорогого и необычного. Сейчас у звезд есть дома, машины.

Вот есть Александр Градский. Он всегда хорошо пел, и всегда был известен. Без его песни «Как молоды мы были» ни один Кремлевский концерт не обходился. И вот сейчас у него уже есть свои театр, студия звукозаписи, недвижимость

Были и сложности, связанные с успехом. Например, когда я написал «Орфей и Эвридика», то на представление пришел один из главных композиторов в СССР Дмитрий Кабалевский. После выступления он похлопал, я был счастлив, что такому человеку понравилась моя работа. Но уже буквально через несколько недель на неком закрытом совещании ЦК КПСС он обрушился на эту оперу. Говорил, что это империалистическое влияние, оно разлагает души молодых людей, надо немедленно это прекратить. Меня никогда не преследовало государство, но пластинки иногда не давали выпускать. Мне даже приходилось писать в Кремль, чтобы я мог выпустить музыку