Южная Корея планирует войти в четверку крупнейших мировых поставщиков оружия. С таким заявлением 17 августа президент республики Юн Сок Ёль выступил перед журналистами на мероприятии, посвященном первым 100 дням пребывания на посту лидера государства, пишет CNN.
Юн Сок Ёль отметил, что достигнув такой цели, южнокорейская промышленность поможет стране превратиться в оборонную державу.
По данным Стокгольмского международного института исследований проблем мира (SIPRI), в 2021 году Южная Корея занимала десятое место в мире по поставкам оружия. Объем экспорта оружия составил $556 млн. Италия, которая в 2021 году занимала в этом списке как раз четвертое место, продала оружия на $1,7 млрд.
CNN отмечает, что слова президента республики подтверждаются конкретными действиями Сеула. В частности, в конце июля Южная Корея подписала крупнейшую в своей истории сделку по поставке оружия в Польшу — почти тысяча танков K2, более 600 единиц артиллерии и десятки истребителей.
За пять месяцев до этого Сеул подписал сделку с Египтом на поставку самоходных гаубиц K9 и транспортных средств поддержки на сумму $1,7 млрд. В конце 2021 года Южная Корея договорилась с Австралией о продаже K9. О каком количестве техники идет речь, не уточняется. Если обе сделки завершатся успешно, тогда Южная Корея сможет обогнать Италию, Китай, Германию, Испанию, Израиль и Великобританию, пишет CNN.
В марте бывший переводчик Минобороны Южной Кореи Ыну Ли отмечал, что при бывшем лидере республики Мун Чжэ Ине, которого Юн Сок Ёль сменил в мае, затраты на оборону возросли на 7% в год. Однако, по мнению аналитиков, эти инвестиции окупаются.
Преимущества военной продукции Южной Кореи
Американские эксперты Питер Ли и Том Корбен из Центра исследований США при Университете Сиднея считают, что контракт с Польшей уже вывел Южную Корею в «высшую лигу» стран, торгующих оружием. Основное преимущество южнокорейской военной техники в том, что при своей чрезвычайной эффективности она дешевле аналогов из США. Исследователи считают, что Пентагону необходимо это учитывать. В частности, восхищение аналитиков вызвал истребитель KF-21, плановую прибыль от продажи которого президент Южной Кореи оценил в $18,3 млрд.
Польша, которая ранее объявила о планах приобрести 250 танков Abrams, вряд ли сможет быстро получить их, потому что производственные линии США сейчас ограничены. При этом покупка почти тысячи танков у Сеула позволит Варшаве быстрее закрыть пробелы в обороне, чем если бы она ждала поставок от Вашингтона, уверены специалисты.
Такая конкуренция вовсе не вредит США, ситуация ровно обратная, считают аналитики, потому что Пентагон может сосредоточиться на укреплении собственного оборонного потенциала. И хотя Вашингтон с Сеулом считаются союзниками, CNN отмечает, что Южная Корея, очевидно, не спешит конфликтовать с Китаем. Подтверждение тому — ситуация со спикером Палаты представителей США Нэнси Пелоси, с которой южнокорейский лидер не стал встречаться лично после ее визита на Тайвань, а «ограничился разговором по телефону».
Готов ли Сеул достигнуть своих целей
Южнокорейский генерал в отставке, военный аналитик Чон Ин Бум в разговоре с CNN заявил, что власти республики поставили «очень амбициозную» цель. По его мнению, стране «предстоит проделать большую работу».
Вместе с тем он отметил, что южнокорейские танки K2 фактически не уступают более дорогим американским M1A2 Abrams. По его словам, Польша явно останется в выгоде от сделки с Сеулом, потому что танки K2, которые она получит, более усовершенствованные в отличие от тех, которые стоят на вооружении Южной Кореи.
«У нас есть 2 000 танков, но если у вас устаревшие танки, они ничего не стоят. Мы видели это на Украине. Нам нужны современные танки, чтобы противостоять современным противотанковым ракетам. Я надеюсь, что это [планы Сеула нарастить объемы продаж оружия] ускорит процесс», — сказал отставной генерал.
О рынке торговли оружием
SIPRI в конце декабря 2021 года опубликовал исследование, в котором сообщалось, что рынок оружия увеличил свою прибыль в 2020 году, несмотря на пандемию. Общий объем продаж оружия и военных услуг за этот период составил $531 млрд, что на 1,3% больше, чем в 2019 году, и на 17% выше, чем в 2015-м.
Это означает, что продажи оружия начали расти в год, когда началась пандемия, несмотря на то, что в целом мировая экономика просела на 3,1%, отмечают аналитики. Наибольшее количество компаний, которые попали в ТОП-100 по продажам оружия, находятся в США, а пять американских производителей и вовсе возглавляют рейтинг.
Объем продаж оружия общего рынка США составил $285 млрд, то есть 54% продаж из ТОП-100. Китай, в свою очередь, занимает второе место по количеству компаний, попавших в ТОП-100, — они контролируют 13% рынка общего числа производителей, вошедших в рейтинг. Российские компании-производители оружия, по мнению экспертов, теряют выручку третий год подряд, начиная с 2017 года.
Директор Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС) Дмитрий Шугаев в декабре 2021 года, комментируя выводы SIPRI, заявлял, что методика подсчета вуза не отражает реального положения дел, поскольку при подсчете не учитывались, например, продажи запчастей и услуг. Кроме того, аналитики проявляли «политическую ангажированность», заключил он.