В середине июня Минфин России опубликовал проекты ратификации протоколов, посвященных российско-пакистанским и российско-кубинским кредитным соглашениям, обратил внимание RTVI. Согласно документам, американские и европейские санкции привели к росту просроченной задолженности Пакистана и Кубы на $30 млн и $33 млн соответственно. После ратификации протоколов страны смогут расплачиваться с Россией рублями.

Соответствующее распоряжение председатель правительства России Михаил Мишустин подписал еще 11 апреля 2023 года, для вступления документа в силу его должен утвердить президент.

В пояснительной записке на портале проектов НПА говорится, что ограничительные меры, введенные США и Евросоюзом в отношении России вызвали препятствия для получения Россией платежей от стран-дебиторов в долларах США и евро. В результате этого с 1 марта 2022 года по 1 июня 2023-го просроченная задолженность Пакистана составила $29,8 млн без учета штрафных процентов. Общая сумма долга по кредиту составила $79,1 млн, в том числе $44,3 млн (включая $29,8 млн) — просроченная задолженность.

Речь идет о кредите, выданном Пакистану еще в 2001 году. Реструктуризация кредитной задолженности началась в 2020 году в рамках инициативы Международного валютного фонда и Всемирного банка об отсрочке платежей по обслуживанию задолженности беднейших стран. В 2021 году Россия и Пакистан планировали подписать протокол, продлевающий отсрочку срочных платежей в 2021 году. Однако из-за затянувшегося согласования пакистанской стороной документ подписан так и не был. В результате этого возникла техническая задолженность в $14,5 млн, говорится в пояснительной записке.

Ратификация протокола позволит Пакистану выплачивать долги в рублях или китайских юанях, говорится в пояснительной записке. После вступления протокола в силу у пакистанской стороны будет 30 дней, чтобы погасить задолженность, возникшую с 1 марта 2022 года, без процентов, накопившихся из-за просрочки.

Наложенные на Россию санкции также негативно отразились на госдолге Кубы, говорится в другом проекте постановления Минфина, посвященного российско-кубинским кредитным соглашениям. С 1 марта 2022 года по 31 декабря 2022 года задолженность Кубы перед Россией выросла на $25,5 млн. Еще $7,9 млн — это непогашенные платежи за период с 1 января по 15 марта 2023 года. Общая сумма кредитной задолженности Кубы по данным соглашениям с учетом штрафных процентом составляет $209,7 млн.

Речь идет о девяти кредитах, выданных Кубе с 2006 по 2019 годы. Кредиты выдавались, в том числе, на поставку российской строительной и сельскохозяйственной техники, модернизацию металлургического завода «Антильяна де Асеро им. Хосе Марти» и на строительство четырех энергоблоков на территории Кубы.

Проблемы с расчетами по кредитам возникли у Кубы еще в 2020 году на фоне последствий борьбы с коронавирусом. Тяжелое состояние экономики также сопровождалось природными катастрофами, накладывающимися на введенные в отношении Кубы санкции США. Поэтому в январе-феврале 2022 года Куба не возобновила платежи и обслуживание задолженности по кредиту, говорится в пояснительной записке Минфина.

В апреле Мишустин подписал распоряжение «О подписании протоколов о внесении изменений в российско-кубинские межправительственные кредитные отношения». Реструктуризация предполагает, в том числе, погашение просроченной задолженности в период с 2023 по 2025 год с начислением процентов по ставке 1% годовых начиная с марта 2022. Возникшая с марта по декабрь 2022 года задолженность должна быть погашена в период с 2024 по 2040 год. Графиковые платежи, срочные в 2023-2027 годах, правительство перенесло на 2028-2040 год.

Так же как и в случае с Пакистаном, все платежи после ратификации соглашений будут осуществляться в рублях.

В сентябре 2022 года РБК сообщал, что в 2023 году российское правительство получит полномочия по уступке прав требования к иностранным государствам по их долгам. В условиях введенных санкций со стороны США и ЕС, которые сделали невозможным межгосударственные расчеты России в долларах и евро, механизм позволит обеспечить поступления средств в бюджет. Предполагается, что долги иностранных государств будут переуступлены структурам, работающим в странах-должниках, говорилось в материалах к проекту бюджета.