На автомобильном рынке России продолжается масштабный кризис, связанный с введенными против страны санкциями, и Китай пока не показал готовности заменить ушедших из страны западных поставщиков. Как сообщает «КоммерсантЪ» в тексте от 21 июня, импорт легковых машин из КНР в мае упал до $32 млн против $84,6 млн в апреле и $190,7 млн в марте. Импорт комплектующих и запчастей составил $81,3 млн против $117,1 млн в феврале. Главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков в беседе с RTVI назвал четыре основных фактора, не позволяющих сбыться надеждам на скорое возрождение российского авторынка за счет Китая.
В ближнесрочной перспективе ждать чудес от китайских производителей не следует по нескольким причинам.
Первая. Автопром — медленная отрасль. Это не яму выкопать: была одна, пригласил еще десять человек с лопатами, выроют десять ям. В автопроме все очень медленно. Никаких избыточных производств нет, чтобы они стояли и ждали там своего часа. А если бы они были, то сейчас кризис недопроизводства автомобилей жесткий, и, в общем-то, если у китайцев появляются «лишние» автомобили, их можно поставить не только в Россию. Это не значит, что за китайскими автомобилями очередь, но есть рынки, где эти машины купят, то есть рынки — это не только Россия, это надо понимать. Это первое.
Второе — это COVID. Китай же пусть и не весь, может быть, но отдельные регионы под ковидными ограничениями. Они фактически всю весну были, и мы их последствия до сих пор чувствуем. Это значит, что стояла логистика, невозможно было ничего вывезти оттуда, привезти сюда или еще куда-то.
Соответственно, третье — это сама логистика. Все подорожало и усложнилось, и, соответственно, доставка проблемная теперь. Это не значит, что она невозможна, но просто все сложнее. Все это наладится, но цена не упадет.
Ну и, конечно, последнее — это, собственно говоря, сами цены на автомобили. Я уже говорил, что от китайцев подарков ждать не надо, равно как и от любого другого игрока на рынке. Есть бизнес, есть рынок, есть цены сегодняшнего дня. Это значит, что если на рынке дефицит позволяет продавать автомобили дороже, то их все будут продавать дороже. Если машины невозможно доставить непосредственно в конкретный период времени, это значит, что они будут еще дороже.
Все китайские компании еще в марте дружно переписали ценники и сделали +50-60% к цене, и люди, конечно, обалдели. Когда китайский автомобиль стоил миллион — ну, окей. Когда он стоил полтора — ну хорошо, когда два — люди уже крепко подумали. А когда сейчас китайские машины стали стоить и два, и три, и четыре миллиона, то уже не возникает вопрос, не пересесть ли на китайский автомобиль. Здесь возникает вопрос, что у людей в принципе просто нет таких денег.
Складываются все эти факторы: слишком дорогие автомобили, проблемы с доставкой, проблемы в автопроме вообще. И получается, что, в общем-то, никаких чудес в ближнесрочной перспективе нельзя было и ожидать. Я на самом деле и не жду до осени никаких чудес в этом смысле. Конечно, китайцы будут стараться пользоваться моментами, это естественно.
Главные игроки на этом рынке — Haval, Chery и Geely — будут пытаться воспользоваться моментом, закрепиться, увеличить долю, продажи, побороться между собой, затоптать тех, кто временно отошел от поляны и так далее. Это все понятно, они будут стараться. Но есть еще и определенные объективные вещи.
Естественно, что с автокомпонентами проще, потому что доставить условно партию колодок все равно легче, чем заниматься перевозкой автомобилей. Кроме того, автомобиль требует постановки на учет, получения ПТС, сертификации, ОТТС и так далее. С компонентной базой немножко проще, но все равно действуют и мешают те же проблемы. Взять хотя бы банальное увеличение цены доставки: стоимость контейнерных перевозок подорожала, я боюсь ошибиться, раз в пять, по-моему, за последний период.