Власти Ирана должны решительно реагировать на протесты, охватившие страну после смерти задержанной полицией нравов местной жительницы Махсы Амини, заявил президент страны Ибрахим Раиси, чье заявление приводит Reuters. Агентство сообщает, что за неделю протестных выступлений погибли 35 человек.
Убийство Махсы Амини
Протесты начались после смерти 22-летней Махсы (Джини) Амини. 14 сентября она была задержана специальным полицейским отрядом «по делам нравов», следящим за публичным соблюдением правил. Девушка приехала в Тегеран из иранской провинции Курдистан навестить родственников. Причиной ареста стало «неправильное (небрежное) ношение хиджаба» — он не полностью закрывал волосы.
Издание IranWire со ссылкой на брата девушки, присутствовавшего при задержании, сообщает, что через два часа Амини госпитализировали в отделение интенсивной терапии в коматозном состоянии. Навестив сестру в больнице, молодой человек рассказал, что ее лицо распухло от ударов, а ноги сине-черные от гематом, из чего сделал вывод о применении пыток.
15 сентября иранская полиция подтвердила факт госпитализации Амини, но отрицала, что ее избили после задержания. В заявлении ведомства говорилось, что девушка попала в больницу из-за сердечной недостаточности.
Десятки погибших, сотни задержанных
16 сентября СМИ со ссылкой на агентство FARS сообщили о смерти Амини. Эта новость вызвала всплеск общественного негодования, и на сегодняшний день протесты охватили большинство из 31 провинции Ирана. На похоронах Амини многие женщины сняли хиджабы* и скандировали «Смерть диктатору!», передает Би-би-си.
Лозунг «Женщина, жизнь, свобода» стал главным на последующих акциях протеста, во главе которых зачастую шли именно женщины, отмечает Time. Активистки, выйдя на улицы с фотографиями Амини в руках, срывали с себя и сжигали хиджабы. В социальных сетях имя погибшей девушки «стало иранской версией #MeToo»: под хештегом #MahsaAmini жители Ирана публикуют рассказы о своих родных и близких, ставших, по их мнению, жертвами произвола властей.
По официальным данным, в ходе беспорядков погибли 17 человек, включая пятерых представителей власти, однако иранское информационное агентство Bоrna утверждает, что на самом деле число погибших достигло 35. По его данным, среди погибших есть участники добровольческого подразделения «Басидж», которые «отвечали за обеспечение безопасности» на акциях протеста вместе с силовиками. Многие участники протестов арестованы — в частности, 739 человек в одной только северной провинции Гилян, причем большинство из них составляют женщины, сообщает агентство ISNA в Twitter.
Reuters отмечает, что нынешние протестные выступления стали крупнейшими в Иране после демонстраций из-за роста цен на топливо в 2019 году, когда при разгоне протестующих были убиты 1,5 тысячи человек.
Как на протесты реагируют власти
По данным агентства Bоrna, начальник тегеранской полиции нравов полковник Мирзаи был отстранен от исполнения служебных обязанностей до окончания расследования обстоятельств смерти девушки.
Вечером 23 сентября министр внутренних дел Ирана Ахмад Вахиди заявил, что Амини не били.
«Были получены отчеты надзорных органов, опрошены свидетели, просмотрены видеоматериалы, получены заключения судебно-медицинской экспертизы и установлено, что избиения не было», — цитирует Вахиди иранское агентство ISNA в своем аккаунте Twitter.
Глава МВД также осудил тех, кто, по его словам, «подстрекает к насилию».
23 сентября в некоторых городах состоялись организованные властями митинги против антиправительственных выступлений. В частности, в Тегеране тысячи людей прошли по улицам с плакатами в поддержку соблюдения правил ношения хиджаба. Демонстрации в поддержку органов охраны правопорядка состоялись и в других городах — таких как Ахваз, Исфахан, Кум и Тебриз.
Иранские военные, как пишет Guardian, обвиняют в организации протестов неких «врагов», которым пообещали «противостоять». Президент Раиси заявил, что Иран должен «решительно бороться с теми, кто выступает против безопасности и спокойствия в стране». Он «подчеркнул необходимость различать протест и нарушение общественного порядка и безопасности и назвал происходящее… бунтом», цитирует Reuters иранские государственные СМИ.
С начала протестных акций в Иране возникли проблемы с интернетом — в частности, местные жители начали жаловаться на отсутствие доступа к мессенджеру WhatsApp и социальной сети Instagram**. США 23 сентября объявили, что ослабляют экспортные ограничения с целью улучшить доступ иранцев к интернету и пресечь попытки иранских властей «не допустить, чтобы мир наблюдал за насильственным подавлением мирных протестов».
«Мы собираемся помочь сделать так, чтобы иранский народ не оставался в изоляции и в неведении», — заявил госсекретарь США Энтони Блинкен.
* О нормах исламской морали в Иране читайте подробнее в тексте востоковеда Юлии Рокнифард.
** соцсеть принадлежит компании Meta, которая признана в России экстремистской.