Гарвардский астрофизик Ави Лёб наконец опубликовал результаты летней экспедиции в Тихом океане, в ходе которой, как он уверен, были найдены следы прилетевшего на Землю межзвездного астероида. Анализ действительно показал наличие в некоторых частичках химической аномалии, не встречавшейся ранее ни на Земле, ни на метеоритах Солнечной системы, говорится в обнародованных результатах.

В конце июня 2023 года многие мировые СМИ написали про нашумевшую экспедицию профессора Гарвардского университета Ави Лёба к острову Манус в Тихом океане, где, по его расчетам, 8 января 2014 года в атмосферу Земли вошел и взорвался болид CNEOS 2014 (IM1 ) межзвездного происхождения. В случае подтверждения, он бы стал третьим случаем наблюдения прилетевших в Солнечную систему объектов из межзвездного пространства помимо подлетевшего к Солнцу в 2017 году астероида Оумуамуа и открытой в 2019 году крымским астрономом кометы Борисова.

Во время экспедиции в расчетном месте с корабля Silver Star команда опускала на дно океана мощный магнит, с помощью которого на поверхность было поднято множество металлических сферул, предположительно образовавшихся при взрыве болида в атмосфере.

Схема салазок с 300 неодимовыми магнитами

У Лёба неоднозначная репутация в научном мире. Имея множество публикаций по проблемам космологии, он известен в последние годы больше заявлениями и статьями, связанными с поисками внеземных цивилизаций, за что многие коллеги, в первую очередь, в США, обвиняют его в стремлении к сенсациям и нанесению вреда традиционному научному подходу.

Avi Loeb / Medium

«Учитывая высокую скорость IM1 и аномальную прочность его вещества, его источником могли быть естественные условия, отличающиеся от Солнечной системы, или внеземная технологическая цивилизация», — заявил тогда Лёб, пообещав через несколько недель провести и опубликовать подробный анализ найденных шариков.

Спустя 2 месяца после экспедиции Лёб сдержал обещание и обнародовал результаты предварительных исследований в статье, которую обещает опубликовать в «престижном» рецензируемом журнале, в каком — пока не известно.

Всего в ходе «прочесывания» дна магнитом с глубины 1.5-2.2 км было поднято порядка 700 сферических частиц диаметром 0.05-1.3 мм, из которых анализу подвергли 57 штук. Они исследовались «лучшими в мире инструментами» в четырех лабораториях — Гарвардского университета, Калифорнийского университета в Беркли, фирмы Bruker Corporation и Технологического университета Папуа-Новой Гвинеи.

Avi Loeb / Medium

Всего в области предполагаемого разлета обломков было выделено три района с максимальной концентрацией сферул. Для 47 частиц из этих областей был проведен масс-спектрометрический анализ, который выявил явный внесолнечный состав у пяти частиц.

Оказалось, что у этих частиц содержание трех элементов — бериллия (BE), лантана (La) и урана(U) превышено в сотни раз по сравнению с типичным содержанием этих компонентов у хондритов группы CI — метеоритов, имеющих схожий состав с Солнцем.

«Картина избытка элементов BeLaU в сферуле S21 и четырех других также показала нехватку летучих элементов, как и ожидается при взрыве в атмосфере внеземного объекта. Измеренные избытки тяжелых элементов далее лантана стабильно превышают стандарты Солнечной системы по хондритам CI, указывая на то, что BeLaU-сферулы образовались за пределами Солнечной системы, — считает Лёб. — Местом рождения IM1 может быть дифференцированная кора экзопланеты с железным ядром и океаном магмы».

Ученые отмечают, что частицы с избытком элементов Be La U найдены строго по предполагаемому пути пролета болида, и такая аномалия не встречается в составе частиц, взятых из контрольных точек по бокам от него.

«Картина избытка BeLaU не соответствует распространенным промышленным сплавам и естественным метеоритам в Солнечной системе», — пишут авторы статьи.

Более того, такой состав не соответствует известным продуктам деления от ядерных испытаний, магме Земли, Луны или Марса.




По мнению ученых, высокая концентрация бериллия может указывать на расщепление ядер в составе поверхности астероида под воздействием космического излучения за время его длительного путешествия в межзвездном пространстве, что служит еще одним аргументом в пользу внесолнечного происхождения.

Кроме того, большое содержание тяжелых элементов, уверены ученые, объясняет высокую структурную прочность болида, которая позволила ему не взрываться в атмосфере до достижения небольших высот. По одной из версий, избыток элементов BeLaU может также объясняться хорошо известным астрофизикам так называемым r-процессом при коллапсе ядер сверхновых или слиянии нейтронных звезд, при котором происходит образование тяжелых ядер из более легких за счет последовательного захвата нейтронов.

«Более экзотическое объяснение — что этот непривычный состав с содержанием урана примерно в 1000 раз более высоким, чем по стандартам Солнечной системы, может говорить о внеземном технологическом происхождении. Эти интерпретации будут критически рассмотрены в ходе будущего анализа сферул. Вне зависимости от интерпретации, это историческое открытие, в ходе которого ученые впервые проанализировали вещество крупного объекта, попавшего на Землю из-за пределов Солнечной системы», — считает Лёб.