Российские власти хотят ужесточить регулирование онлайн-игр. Главный радиочастотный центр Роскомнадзора предлагает обязать компании, предоставляющие такие услуги, хранить переписку пользователей шесть месяцев, а интернет-трафик — 30 дней. Помимо этого государство хочет определить статус игровой валюты, лутбоксов, стриминговых платформ и донатов. В качестве причин называются в том числе противодействие финансированию терроризма и отмыванию денег. О том, что это значит для игровой индустрии в России, а также о ее будущем, RTVI рассказал главный редактор журнала «Хакер» Андрей Письменный.

Действительно ли в игровых чатах общаются террористы и прочие злоумышленники

Чаты в онлайн-играх — вовсе не то место в интернете, где массово продают наркотики, оружие и плетут коварные заговоры. Даже если такие обсуждения где-то в них и проходят, мы об этом не узнаем. Однако есть более очевидные места для грязных дел: например, форумы в дарквебе, так называемом «темном интернете». Доступ к нему можно получить только с помощью специального браузера.

О том, что в игровых чатах могут переписываться террористы, в кругах западных аналитиков говорили в районе 2013-го года, и с тех пор такие разговоры не слышны. Либо доступ к нужной информации был предоставлен спецслужбам, либо она просто была оставлена без внимания.

Все это обсуждалось исключительно гипотетически. Речь шла о том, что террористы могли бы общаться в игровых чатах, где их не ищут и не мониторят. Это были чисто умозрительные заключения.

Что касается наших спецслужб, то им мысль о существовании альтернативных средств переписки, помимо популярных мессенджеров и соцсетей, могла прийти как отголосок той дискуссии. Но помимо компьютерных игр существуют еще множество других способов переписываться и подавать через интернет сигналы друг другу. В физическом мире можно использовать в качестве знаков какие-нибудь горшки на окнах. Точно так же в интернете есть практически бесконечное количество способов и подавать, и получать сигналы и сообщения.

Martin Meissner / AP

Теоретически чаты в онлайн-играх действительно могут использовать в своих целях террористы. Это будет более хитрый способ, чем просто переписываться в соцсетях или отправить письмо по электронной почте. На игру спецслужбы могут не обратить внимания. Но если этот факт всплывет, то заговорщиков найдут без труда. Выдача подобной переписки по запросам государственных ведомств — обычная практика. Сквозного шифрования, которое бы мешало смотреть переписку, в играх тоже обычно нет.

Игровые чаты чаще всего используются просто для общения между людьми, которым просто хочется поболтать — обсудить игру, свою жизнь и что угодно еще. А если уж говорить о теневой деятельности, то самое криминальное, что там можно встретить — это предложения о продаже игрового “золота” и персонажей за реальные деньги. Проще говоря — спам.

Для чего нужно «определять правовой статус» лутбоксов, игровой валюты, донатов и стриминговых платформ

Вообще, о том, что значит «определить правовой статус», остается только гадать. Каждая указанная категория имеет какие-то свои проблемные места, которые могут регулироваться.

Внутриигровая валюта сейчас практически не контролируется государством, потому что никак не сравнима с настоящими деньгами. Она не является и суррогатной валютой, ведь ее нельзя перевести в реальные деньги. Игровые компании пристально следят за тем, чтобы эти виртуальные деньги, которые можно приобрести за государственные валюты, никак не обменивались и не выводились. Вывести их можно только какими-то теневыми способами в обход механизмов игры. Именно поэтому не существует прецедентов закрепления статуса игровой валюты в законодательствах других стран.

Florian Olivo / Unsplash

В отношении лутбоксов все более-менее ясно. Это буквально «казино для детей», когда они покупают за реальные деньги некий виртуальный «ящик», в котором могут оказаться случайные игровые предметы. Лутбоксы работают как любая другая азартная игра. И это реально существующая проблема, решением которой занимаются во многих странах.

В чем состоит необходимость отдельного регулирования стриминговых платформ и донатов, менее понятно. С налоговой точки зрения это вполне прозрачные вещи, и компании, предоставляющие платформы для стримеров, ведут отчетность.

В случае донатов единственная мысль — о попытке прикрыть таким образом источники финансирования каких-то запрещенных организаций. Ведь компания, владеющая платформой, через которую идут транзакции, отчитывается только о неперсонифицированном движении средств в рамках своей экосистемы. В таком случае, государство может попытаться закрыть любые «дырки» для возможности отмывания денег или краудсорсинга какой-то запрещенной законом активности.

А вот что касается торговли игровыми предметами, то случаи отмывания денег таким образом как раз таки известны. Речь идет о знаменитых ножах для игры Counter Strike. В ней можно получить некую уникальную модель ножа, а потом через специальный сайт (то есть в обход самой игры) продать другому игроку. Таким образом происходил вывод средств, полученных преступными путями.

Какими будут последствия подобных регуляций для игровой индустрии в России

Для российской игровой индустрии это неприятно. Точно так же, как это неприятно для телеком-операторов. Это дополнительные траты, дополнительные сложности. Но, как мне кажется, для российских разработчиков это не главная проблема. Они сделают все, что будет нужно, и продолжат дальше заниматься своими делами.

Михаил Терещенко / ТАСС

Другое дело, что большинство популярных игр разрабатываются не в России, не российскими разработчиками, и они запускаются не на российских серверах. В другой ситуации здесь возникла бы масса проблем. Но сейчас игровые компании, предоставляющие в России доступ к онлайновым играм, уже и так сами массово уходят из нашей страны. Их игры просто официально не работают в России уже почти девять месяцев с начала военной операции России на Украине.

Конечно, с помощью обходных путей можно купить зарубежную валюту и оплатить с помощью нее свой счет, зарегистрированный в другой стране, а потом зайти на зарубежный сервер. И тогда, скорее всего, вы сможете поиграть. Но это вряд ли массовое явление — преодолеть все эти сложности готовы только самые заядлые геймеры.

Нишу западных игровых компаний могут занять китайские разработчики игр, которые захотят иметь дополнительный рынок в России. Найдутся и российские локализаторы, которые захотят эти игры перевести на русский язык. То есть рынок игр никуда не денется. Просто обретет еще более восточный стиль и колорит. Впрочем, российский рынок видеоигр достаточно крупный, в 2021 году его объем достиг 177 миллиардов рублей, так что, вероятно, какие-то из западных компаний попробуют приспособиться.

Какие цели преследует эта инициатива и к чему приведет в итоге

Все это — вопрос контроля. Первая часть — это контроль за перепиской. Вторая часть — это контроль за оборотом средств. Что здесь важнее, это сложный вопрос. Понять это можно будет по тому, какие конкретно законы будут приняты.

Отечественная игровая индустрия, как мне кажется, вернется к своим корням. Она всегда существовала вопреки всем сложностям. Наши игроделы начинали в условиях, когда не хватало не только денег, но даже оборудования. Сейчас будет так же сложно, особенно учитывая, что многие российские разработчики пытались в последнее время делать игры с целью продать их на Запад.

Кто-то продолжит заниматься локализацией западных или уже восточных продуктов, кто-то будет пытаться все равно продавать игры на Запад, а кто-то продолжит делать игры просто из любви к искусству.

Что касается игроков, то им придется тяжело в любом случае. Доступ к привычным играм будут получать полулегально — по обходным путям и серым схемам. И не стоит рассчитывать, что западные игровые компании станут помогать нам, специально оставляя возможности для этого. Они боятся регуляторов, да и пути создания зарубежных аккаунтов по неизвестно как полученным иностранным кредиткам и гифт-картам могут быть неотличимы от того, что делают злоумышленники.