На Netflix вышел первый за шесть лет фильм Дэвида Финчера «Манк» — про сценариста «Гражданина Кейна» Германа Манкевича и про голливудские нравы 1930-х — 1940-х годов. Редактор рубрики «Такое» Никита Марков посмотрел его и считает, что вовсе необязательно глубоко разбираться в истории персонажей, чтобы полюбить новую картину Финчера.
Сценарист и алкоголик Герман Манкевич сидит практически в заточении в доме в калифорнийской пустыне с машинисткой и служанкой и по требованию продюсера Джона Хаусмана и режиссера Орсона Уэллса пишет сценарий к фильму.
Фильм этот после выхода в 1941 году будет считаться если не лучшим, то уж точно одним из лучших в истории кинематографа и станет памятником величию Уэллса. Про Манкевича, правда, будут вспоминать только настоящие знатоки кино.
По краткому пересказу сюжета сложно представить, что за такую картину возьмется Дэвид Финчер. Режиссера трудно заподозрить в ностальгии по Голливуду 1930-х — 1940-х годов. Финчер прославился своими вылизанными до блеска, технически совершенными триллерами и только однажды снял фильм про реального человека. Правда, никакого (ну, или практически никакого) отношения к киноиндустрии не имеющего — про Марка Цукерберга.
Заинтересованность Финчера Германом «Манком» Манкевичем объясняется просто. Сценарий фильма написал отец режиссера Джек. Около 20 лет Финчер-младший пытался запустить картину в производство, но никто слушать о черно-белом фильме про широко известного только в узких кругах сценариста не хотел. А теперь, спустя 17 лет после смерти Джека Финчера, появился Netflix, который дал Финчеру-мледшему карт-бланш (приблизительно такой же, как получил Уэллс перед съемками «Гражданина») и режиссер им воспользовался.
Главный вопрос перед просмотром «Манка» — насколько стоит погрузиться в историю создания «Кейна» и историю реально существовавших персонажей, чтобы получить удовольствие от фильма. Я прочитал не один отзыв, в котором советуют хотя бы пересмотреть «Кейна», чтобы лучше понять, что к чему.
Могу сказать, что главный фильм Уэллса я смотрел лет, наверное, 15 назад, и в очень общих чертах представлял суть конфликта между Манком и Уэллсом и Манком и издателем Уильямом Херстом.
Так вот. Этих знаний вполне хватило, чтобы оценить невероятную красоту фильма Финчера — да, даже (или как раз из-за этого) в ч/б и со специально «состаренным» звуком «Манк» производит впечатление. Что касается сюжета, то в первой половине фильма легко запутаться от количества персонажей, которые в основном обсуждают внтурицеховую жизнь, но потом Финчер выводит картину на неожиданно актуальную тему пропаганды (или даже фейкньюз) и конфликта творца и того, кто этому творцу платит. Вдруг возникают выборы губернатора Калифорнии, на которых богатые сторонники республиканцев используют любые методы, чтобы «замочить» кандидата от демократов.
Маловероятно, что Финчер дописывал или переписывал сценарий отца, чтобы было проще провести параллели между концом 30-х годов и сегодняшним днем и тем занятней, как такое сравнение напрашивается само собой.
«Манк» — первая работа Финчера и Гэрри Олдмана, сыгравшего главного персонажа. Он прекрасен в роли забулдыги, который весь фильм уверен, что он-то уж точно выше всего этого голливудского и окологолливудского сброда, пока в ключевой сцене ему не открывают глаза. Сложно сказать, был бы в этой роли убедительнее Кевин Спейси, которого Финчер изначально видел в роли, но можно быть уверенным, что Американская киноакадемия про Олдмана не забудет и хотя бы номинирует его за роль.
Собственно, к касту в фильме вообще сложно придраться, но после просмотра картины больше всего запоминается, конечно же, Олдман и демонический Чарльз Дэнс, который играет Херста. Херст тут предстает всесильным злодеем, который может одним словом разрушить жизнь любого, и которого Манк очень хочет уколоть в своем сценарии. У Дэнса в фильме суммарно минут, наверное, 10 экранного времени и тем не менее он невероятно крут.
В финале фильма Манк с горечью в голосе говорит про магию кино, имея в виду не ту магию, которая заставляет нас верить происходящему на экране, а ту, которая заставляет нас аплодировать одному человеку, а про другого — столь же важного для финального результата — забыть на 80 лет. Слава богу, Финчер, в случае с Манкевичем, с этой несправедливостью разобрался.