Сегодня самые эффективные акции — с позиции слабого, когда художник что-то совершает над собой. Тогда общество обязано к нему прислушаться. Таким мнением поделился в эфире RTVI галерист Марат Гельман.
Гельман рассказывал о недавней акции в Музее Гуггенхайма, где активистка Нэн Голдин с единомышленниками разбросала тысячи ненастоящих рецептов на лекарство «Окситоцин». Она призвала музей отказаться от пожертвований, которые давал производитель опиоидов Purdue Pharma. Активисты считают, что компания виновата в том, что у многих людей развилась зависимость от препарата.
Гельман считает, что то. что сделала Голдин — это условно «захват музея, силовая акция», а сегодня гораздо эффективнее создавать акции «с позиции слабого», когда художник что-то совершает над собой — «тогда общество просто обязано к этому прислушаться». Об эффективности акции Голдин можно будет судить по тому, как на нее отреагирует руководство музея: если они откажутся от денег фармкомпании, «значит мы с вами разводим руки и говорим, что акция была прекрасная», — заключил Гельман. По мнению Гельмана, именно сейчас возникла большая дискуссия о том, этично ли брать любые деньги на развитие искусства. «Еще вчера этого не было», — отметил галерист. Он привел в пример Ленинградский рок-клуб, в котором музыканты играли несмотря на то, что его спонсировал КГБ. «Все это знали, но всем казалось, что, по крайней мере, КГБ сделает хоть одно хорошее дело», — сказал Гельман.
Раньше в мире искусства считалось, что искусство превыше всего, но сегодня наступает тот этический момент, «когда нужно как минимум каждый случай рассматривать», считает Гельман. Отношение к финансированию художников изменилось потому, что теперь это не просто меценатство, а «взаимовыгодное сотрудничество».
«В постиндустриальном обществе ситуация, что бизнес помогает искусству кончилась. Сегодня искусство часто помогает бизнесу гораздо больше. Сегодня выбор партнера для музея — это ответственная позиция», — считает Гельман. Ведь сегодня такая помощь может стать частью рекламной или пиар-кампании.