Театр «Современник» подтвердил увольнение народной артистки Лии Ахеджаковой. По словам пресс-службы театра, она уволилась по собственному желанию. Этому предшествовало снятие ее с роли в единственном спектакле, в котором она продолжала играть. Специальный корреспондент RTVI Алексей Крижевский вспоминает, какие события привели к увольнению Ахеджаковой и размышляет о том, какое будущее ждет некогда самый смелый московский театр.
По собственному желанию
Лия Ахеджакова уволена из театра «Современник». Формальное сообщение об этом наконец официально утвердило то, что случилось де-факто некоторое время назад. Тогда она была снята с роли в спектакле «Игра в джинн» решением директора театра Юрия Кравеца.
Это была последняя постановка в репертуаре театра, в которой была занята народная артистка. Пьесу Джона Ли Кобурна о старости и одиночестве на двоих актеров в 2013-м году поставила Галина Волчек. Партнером Ахеджаковой в ней был актер Василий Бочкарев.
Как рассказывала сама актриса, директор вызвал ее на разговор в кабинет и объявил о своем решении, рассказав, что в театр поступает множество гневных обращений по поводу того, что якобы оппозиционно настроенная Ахеджакова продолжает выходить на сцену. После отстранения актрисы от сцены пресс-служба театра в марте сначала сообщила о том, что ее никто не собирается увольнять из театра. А затем даже о том, что она якобы даже репетирует новый материал.
Теперь информационный фон наконец прояснился, и вышедшие из-под дымовой информационной завесы официальные представители театра наконец честно подтвердили увольнение с формулировкой «по собственному желанию».
Однако это — только вершина айсберга. Для лучшего понимания случившегося стоит напомнить хронологию событий, происходивших с этим некогда громким театром, которые могли привести к нынешней уже задокументированной отставке.
Первые проблемы
После ухода из жизни Галины Волчек, соосновательницы и многолетнего художественного руководителя театра, «Современник» возглавил Виктор Рыжаков. Он перешел на эту должность с поста худрука Центра им. Мейерхольда, заметной и во многом новаторской площадки, ныне в буквальном смысле слова слитой с театром «Школа драматического искусства». Свой пост он совмещал с руководством студией «Июльансамбль» и преподаванием в Школе-студии МХАТ.
При Рыжакове театр здорово обновился — как визуально (были выработаны новые слоганы и айдентика), так и по сути. Сюда из подвалов Театра.doc переехал звонкий фестиваль современной драматургии «Любимовка», значительно обновился репертуар.
Право первой премьеры своей новой пьесы «Свидетельские показания» передал «Современнику» Дмитрий Данилов — вероятно, самым популярный сейчас прозаик и драматург, автор хитового «Человека из Подольска». Постановку по ней сделал молодой режиссер Иван Комаров — одним из главных элементов художественной политики Рыжакова стало привлечение молодых кадров.
Это же правило работало в случае с пьесой «Первый хлеб», ставшей для театра источником многих неприятностей. Ее делали молодой режиссер Беньямин Коц, а автором пьесы стал такой же молодой драматург Ринат Ташимов. В постановке, действие которой разворачивается в глухой российской провинции, где живут татары и узбеки, Ахеджаковой досталась роль эксцентричной полусумасшедшей бабушки, которая, подобно шуту в средневековых сказаниях, именно за счет своего сумасшествия получает право говорить порой неприглядную, но правду.
В какой-то момент героиня Ахеджаковой, будучи по сценарию пьяной, приходит на кладбище и произносит монолог, обращенный к напрасно погибшим на чеченских войнах землякам. Ее возмущает, что ее внук тоже хочет «идти воевать».
Спектакль стал предлогом для большого скандала, разразившегося в июле 2021-го года. Еще до премьеры, сразу после первых прогонов, организация «Офицеры России» подала заявление в СК с требованием проверить спектакль на предмет «оскорбления ветеранов» — а ведь это в нашей стране является уголовным преступлением.
Называющее себя патриотическим движение SERB, ранее вторгавшееся на другие не понравившиеся им спектакли, пообещало не допустить премьеры спектакля в сентябре. В рамках проверки Ахеджакову вызвали на допрос к следователям.
В сентябре спектакль вернули в репертуар, убрав из него матерные слова, а в октябре проверка завершилась. Правда, новость о ее окончании не вызвала бурного ажиотажа. А зря, потому что следователи пришли к выводу, что состава правонарушения в ходе проверки выявлено не было. В сезоне 2021/2022 спектакль был сыгран еще несколько раз, причем многие показы сопровождались напряженными сопутствующими событиями: на один из спектаклей принесли венки, а другой угрожали сорвать, распылив слезоточивый газ.
Худсовет одного
В июле 2022-го года Виктор Рыжаков был уволен с должности худрука в один день с основателем и худруком «Школы современной пьесы» Иосифом Райхельгаузом и руководителем «Гоголь-центра» Алексеем Аграновичем. И с той же формулировкой — в связи с истечением срока контракта.
На этом стоит остановиться подробнее. Если коллег Рыжакова сменили другие персоны, то в «Современнике» власть перешла к худсовету, состоящему из актеров, режиссеров и других творческих сотрудников театра. Такое решение удивило — но только тех, кто не знает истории этого театра. Именно так де-факто управлялся театр в первые годы жизни, когда команда молодых и рассерженных, в числе которых были Олег Табаков, Галина Волчек, Евгений Евстигнеев, создала эту, ставшую легендарной площадку. Правда, худрук у театра все равно был — эту должность с первых дней существования занимал Олег Ефремов.
После увольнения Рыжакова в состав коллективного творческого органа вошли Алена Бабенко, Сергей Гирин, Светлана Иванова, Людмила Крылова, Полина Рашкина, Иван Стебунов, Александр Хованский, а председателем стал Владислав Ветров. Логично предположить, что именно этот орган, который можно было бы назвать коллективным худруком, должен был принимать решение как о снятии с репертуара спектакля, так и об отстранении или увольнении артистки. Тем более настолько, в прямом смысле слова, народной и заслуженной, как в случае с Ахеджаковой.
Однако в прессе не было ни одного сообщения о решениях худсовета на эту тему. Можно иронически предположить, что входящие в него творческие единицы подписали своего рода «соглашение о неразглашении». Ну или просто не занимались этим вопросом.
Факт остается фактом: по словам Ахеджаковой, как само решение о ее отстранении, так и его, скажем так, мотивировочную часть ей объявлял Юрий Кравец. Вполне возможно, это было именно его — и только его — решение.
Выстрел в ногу
Бывшие сотрудники упомянутого выше «Гоголь-центра» — а точнее, его экс-худрук Кирилл Серебренников — в ответ запустили флешмоб, в рамках которого всем, кто ценит актрису и ее роли в театре и кино, предлагалось написать ей письмо с благодарностями на специальный адрес. Таковых набралось около 15 тысяч. Письма были распечатаны, упакованы в два тяжелых тома и переданы Ахеджаковой.
Актриса выразила благодарность этой инициативе и рассказала о тяжелом прощании со сценой. Так что и юридическая формулировка, по которой произошло увольнение (можно себе представить «собственное желание» актрисы, проработавшей не один десяток лет в великом театре — пусть его величие отчасти и осталось в прошлом), и высказанное Юрием Кравцом опасение в связи со зрительским гневом (15 тысяч писем говорят об обратном) можно поставить под сомнение.
Тут, наверное, стоит оставить в стороне без шуток праведный гнев относительно этичности остранения от сцены настолько заслуженного и настолько любимого зрителями артиста. Отмести и горькую иронию по поводу страха, который испытывает из-за угроз разгневанных зрителей некогда (60-70 лет назад) самый смелый московский театр. И поговорить только о бизнесе, то есть о чистой прагматике.
А прагматика состоит в том, что любой продюсер любого театра России и мира, имея в своей труппе звезду уровня Ахеджаковой, по чьим фильмам и ролям мы помним прошлые и нынешнюю эпохи, будет держаться и цепляться за нее буквально зубами. Держаться, даже если учредитель потребует уволить или отстранить такого артиста. Любое другое решение — это удар по бюджету театра и, в конечном счете, по кассе. Но если своим первым решением об отстранении Ахеджаковой от сцены директор театра выстрелил себе и заодно всему «Современнику» в ногу, то сейчас пустил целую автоматную очередь.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции